Автоматическое списание оплаты за подписку часто основывается на пользовательском соглашении, принятом потребителем до начала использования сервиса. Такой подход является распространенной практикой и не противоречит законодательству, что делает его допустимым в сделках между операторами сервисов и их пользователями, поясняет Олег Дульский, старший юрист ЮК «Афонин, Божор и партнеры».
Потребители имеют право в любой момент отказаться от услуги, однако должны возместить расходы цифровой площадки, понесённые в связи с оказанием услуги. Важно отметить, что отказ от услуг необходимо производить сразу после неожиданного списания средств за период, когда планировалось не использовать сервис. Это требует незамедлительного обращения в техническую поддержку оператора цифровой платформы с уведомлением о намерении отказаться от подписки и дальнейшего получения услуг. Связаться с оператором можно через электронную почту, указанную на сайте, или отправив уведомление по физическому адресу оператора.

При отказе оператора в возврате оплаты за неоказанные услуги возможно наложение штрафа за неудовлетворение требований потребителя, а также компенсация морального вреда и репутационные издержки. Однако обоснование обязанностей по компенсации расходов, связанных с отказом от услуг, на практике оказывается сложной задачей. Поэтому случаи, когда суд удовлетворяет требования потребителей, являются частыми.
Тем не менее, есть примеры, когда взыскание за автоподписку не удаётся. Суды могут отказать потребителям, если есть основания полагать, что услуги, за которые производилась оплата, были всё же получены. Например, если с банковской карты пользователя регулярно списывалась оплата за подписку, а затем пользователь заявил, что не использовал сервис, суд с высокой вероятностью не удовлетворит иск.
В судебной практике также наблюдаются ситуации, когда пользователи вместо того, чтобы отказаться от подписки, сразу обращаются к владельцу цифрового сервиса с требованием о возврате средств. В таких случаях у владельца есть все основания не возвращать оплату, так как услуга продолжала предоставляться.