Зангезурский коридор расположен на юге Армении, в Сюникской области, примыкающей к Ирану. Этот узкий участок земли соединяет территорию Азербайджана с Нахичеванской народной республикой, представляя собой стратегически важную магистраль.
Власти обеих стран планируют построить международные железнодорожные и автомобильные дороги для обеспечения сухопутного сообщения между Баку и Нахичеванью. Коридор проходит между азербайджанским поселком Агбенд и армянскими городами Мегри и Ордубад.

Проектируемые транспортные артерии позволят соединить российский Дербент с Баку и Горадизом, а также с Джульфой и Нахичеванью, проходя через Турцию. Важно отметить, что географически Зангезурский коридор принадлежит Армении, а сама область Зангезур имеет богатую историю, будучи частью Восточной Армении и входя в состав Российской империи с 1813 года.
Коридор протянется через Зангезурский хребет, характерный сложным горным рельефом, где высоты варьируются от 1000 до 3904 м. Планируемая протяженность автомобильной и железной дороги составляет около 40 км и будет проходить в обход Нагорного Карабаха.
Строительство транспортной инфраструктуры в этом районе также осложняется глубокими долинами реки Аракс и ее притоками, что требует дополнительных Efforts для проектирования и реализации соответствующих инженерных решений.
В данной местности преобладает умеренно-континентальный климат с холодными зимами и жарким летом. Снегопады в высокогорных районах могут затруднить транспортное сообщение.
Зангезурский коридор был создан в результате соглашения между Арменией, Азербайджаном и Россией о прекращении огня, подписанного 9 июня 2020 года. После окончания Второй Карабахской войны президент Азербайджана Ильхам Алиев поднял вопрос о восстановлении сухопутного сообщения с Нахичеванью, предложив проложить дорогу через Сюникскую область Армении, что дало название международному транспортному проекту и придало ему политическое значение.
Концепция этого коридора, соединяющего основную территорию Азербайджана с Нахичеванью, была предложена еще в 1994 году, после Первой Карабахской войны. Идея исходила как от Азербайджана, так и от Армении, поскольку обе страны стремились восстановить транспортное сообщение, которое было нарушено в результате конфликта. Однако в 90-е годы, до подписания соглашения, дело не продвинулось, так как парламент Азербайджана заблокировал соглашение, согласно которому Карабах должен был быть передан Армении.
На данный момент в Армении существует опасение, что под предлогом развития логистического проекта Азербайджан может захватить земли Сюникской области и отрезать юг страны от Ирана. Армянские власти крайне негативно относятся к названию «Зангезурский коридор» из-за его явного политического подтекста, опасаясь, что это может усилить влияние Азербайджана в регионе.
Зангезурский коридор представляет собой проект стратегического значения, который может стать integral частью «Среднего коридора», соединяющего Европу и Китай через Турцию и Среднюю Азию. Это инфраструктурное направление позволит Азербайджану восстановить прямую наземную связь с Нахичеванью, что существенно упростит транспортировку грузов и снизит затраты на авиаперевозки между Бaku и Нахичеванью.
Данный коридор также откроет Бaku удобный доступ на территорию Турции, что снизит транзитные издержки, особенно в газовой сфере. Для Турции же строительство коридора в Сюнике предоставит возможность прямого сухопутного сообщения с Каспийским морем и улучшит связь с тюркоязычными регионами Средней Азии, увеличивая транспортный потенциал страны.
В то же время, Армения сможет извлечь выгоду из нового торгового маршрута с Ираном через Нахичевань, что способствует росту ее экономики. Однако реализация данного проекта сопряжена с рисками, поскольку как Армения, так и Иран могут утратить контроль над логистическими потоками в Закавказье, что скажется на их геополитическом влиянии.
С возникновением транспортной магистрали Россия получит альтернативный автомобильный путь в Армению и Турцию, минуя Грузию, и сокращение расстояния железнодорожного сообщения на 200 км. Это может негативно сказаться на геополитической роли России в этом регионе.
В настоящее время добраться из Азербайджана в Нахичевань можно либо самолетом, либо наземным путем через Иран, который составляет 576 км. Для комфортного осуществления транспортировки необходимо будет прокладывать тоннели через сложные горные рельефы. Альтернативой Зангезурскому коридору можно рассматривать Аразский коридор, который пройдет вдоль реки Араз и соединит Нахичевань через иранскую территорию.
Ожидается, что к 2025 году азербайджанская часть железной дороги будет готова на 63%, а автодорожная инфраструктура почти завершена. В то же время, турецкие власти планируют завершить свою часть проекта в течение пяти лет, в то время как армянская часть коридора все еще находится на стадии согласования.