Хотя США и Великобритания выступали как союзники в обеих мировых войнах, вопросы военной и финансовой помощи, а также роли каждой страны в победе, долгое время определяли их отношения. В Америке существовала значительная часть населения, настроенная против участия в конфликте за пределами своей страны, что усложняло процесс принятия решений о помощи союзникам. Британские политики нередко выражали недовольство по поводу медлительности Вашингтона, указывая на несоответствие такого поведения нормам союзничества.
Некоторые ситуации и высказывания из того времени напоминают текущие события вокруг Украины. В частности, британский премьер-министр Уинстон Черчилль и президент США Франклин Рузвельт в январе 1940 года обсуждали военную помощь Лондону. Вскоре после этого Черчилль отправил письмо Рузвельту, акцентируя внимание на том, что Великобритания испытывает финансовые трудности и не сможет продолжать оплачивать американскую помощь в войне.

24 августа 1945 года Черчилль выразил недоумение по поводу решения США о прекращении программы ленд-лиза, наиболее значимого акта помощи союзникам за время Второй мировой войны. «Я не могу поверить, что действия Соединённых Штатов могут быть такими резкими по отношению к стране, которая продолжала защищаться, пока Америка только готовила своё оружие», – говорил он, подчеркивая важность единства среди союзников. Это высказывание становится важным отражением сложных взаимоотношений между государствами, которые, несмотря на общие цели, часто сталкивались с различиями в подходах к совместной борьбе.
Президент США Гарри Трумэн принял решение о прекращении ленд-лиза после капитуляции Японии, что привело к подписанию крупного кредитного соглашения между Великобританией и Соединенными Штатами в конце 1945 года.
Это соглашение стало важным моментом в послевоенных отношениях двух стран, и кредит был выплачен Лондоном только в декабре 2006 года. Однако, многие политики и историки до сих пор обсуждают его справедливость и целесообразность.
Это событие было одним из этапов в сложной истории двух мировых войн XX века, когда Великобритания, будучи одним из основных участников, искала средства для покрытия своих военных затрат, находя их у США, бывшей колонии.
Решение Трумэна стало неожиданностью для нового британского лейбористского правительства, которое пришло к власти в 1945 году, победив консерваторов во главе с Уинстоном Черчиллем.
На момент окончания войны в Европе государственный долг Британии превышал 200% от ВВП, что не наблюдалось с времён наполеоновских войн.
Британия, находясь в тяжелом экономическом состоянии, была также ответственна за остальные территории Британского Содружества, чьи ресурсы также были истощены войной, и за разорённые земли в Германии.
Как отметили экономисты, включая Джона Мейнарда Кейнса, страна находилась на грани финансового кризиса, о чем свидетельствовали похожие на «финансовый Дюнкерк» ситуации.
Экономист, чье имя стало символом целого направления экономической теории, возглавил британскую делегацию на переговорах с США о финансовой помощи после завершения ленд-лиза.
Эти переговоры начались в сентябре 1945 года и завершились подписанием соглашения в декабре того же года.
В то время Джон Мейнард Кейнс, который являлся главой делегации, был сильно болен и не дожил до итогов своей работы.
Изначально Кейнс и его команда надеялись на безвозвратные гранты или беспроцентные кредиты, учитывая жертвы, понесенные Британией в борьбе с нацизмом.
Однако вскоре стало очевидно, что США готовы предложить только коммерческую сделку.
Кредит на сумму 4,34 миллиарда долларов предоставили под два процента годовых на срок в 50 лет.
Американская сторона также ожидала определенных преимуществ, включая увеличение времени базирования своих войск на британских базах и доступ к британскому рынку для своих компаний.
В результате, Соединенное Королевство должно было отказаться от своих имперских амбиций и сделать фунт стерлингов полностью конвертируемой валютой.
Это изменило финансовую политику страны, открыв новые возможности для экономики США.
После бегства фунта к доллару Великобритания оказалась вынуждена признать свое текущее положение как страны второго эшелона мировых держав.
В декабре 1945 года маленькая Зоя Смит держит в руках бананы — первые фрукты, поступившие в Великобританию после окончания Второй мировой войны. Продуктовые карточки действовали до 1954 года.
Хотя многие считали условия кредита для Британии приемлемыми, некоторые отмечали, что британскому правительству будет сложно выполнить их из-за необходимости делать значительные изменения в экономической политике.
Даже внутри правительства были министры, выступавшие против соглашения. Они предлагали подождать более выгодных условий от американцев, однако большинство придерживалось мнения, что соглашение предоставляет жизненно важный финансовый ресурс.
Как отметил Кейнс в Палате лордов, «наши американские друзья были заинтересованы не в наших ранах, а в нашем выздоровлении».
Частично средства кредита ушли на погашение оставшейся помощи по программе ленд-лиз, решение о прекращении которой было неожиданным для многих. Несмотря на то, что американцы продали «остатки» помощи с 90%-ным дисконтом, на это потребовалось более 500 миллионов долларов.
Завершение выплат по кредиту состоялось 29 декабря 2006 года, когда был осуществлен последний платеж в размере 83,25 миллиона долларов.
Общая сумма выплат по кредиту, полученному Великобританией от США, составила 7,5 миллиардов долларов.
Как отметил министр экономики Эд Боллз, эти выплаты завершили долг за поддержку, оказанную Соединёнными Штатами в ходе Второй мировой войны, которая помогла Британии одержать победу над нацистской Германией и установить мир в послевоенный период.
В сентябре 1939 года, с началом войны, президент США Франклин Д. Рузвельт подчеркнул, что, несмотря на закон об нейтралитете, он не может требовать от американцев сохранять безразличие к происходящему.
Руководство США, стремясь поддержать Лондон, сталкивалось с сопротивлением общественного мнения и частью политиков, которые были против вовлечения в конфликт.
Эти настроения отчасти обусловлены негативным опытом Первой мировой войны, когда Великобритания не полностью исполнила обязательства по выплатам.
За годы с 1914 по 1919 британский национальный долг увеличился более чем в десять раз.
Из-за экономической ситуации, усугубленной Великой депрессией, и неисполнением репарационных соглашений, Британия в 1931 году неоднократно откладывала платежи и в 1934 году фактически объявила дефолт по долгам, сумма которых превышала 4 миллиарда долларов, что составляло значительную долю от ее общей задолженности перед США в результате Первой мировой войны.
Реклама британских военных облигаций, известных как «победные бонды», активно распространялась в Канаде в 1914 году. Этот долг оставался непогашенным до 2015 года, когда Британия завершила выплату долгов по ценным бумагам, выпущенным для финансирования Первой мировой войны.
Реклама утверждала: «В отличие от солдат, инвесторы ничем не рискуют». Ранее, опыт невозврата долгов в Первую мировую вдохновил Соединенные Штаты на принятие Акта о нейтралитете в 1935-1937 годах, который строго ограничивал возможность помощи странам, участвующим в конфликтах.
С началом Второй мировой войны, вопрос долгов вновь стал актуальным. Генерал Джордж Маршалл, тогдашний глава Генштаба американской армии, полагал, что Великобритания вскоре будет вынуждена капитулировать, что ставило под сомнение эффективность последующей американской помощи.
Президент Рузвельт, столкнувшись с необходимостью поддержать Британию, не выходя за рамки нейтралитета, нашел решение в виде новой поправки к Акту о нейтралитете, принятой в 1939 году после нападения Германии на Польшу. Эта поправка легализовала продажу оружия и других военных товаров воюющим странам на условиях «cash and carry» – «плати и бери», позволяя США избежать дополнительных прямо связанных с войной рисков.
В условиях Второй мировой войны Великобритания была вынуждена обеспечивать свои поставки из США транспортом, который ей предлагали.
В частности, британцы использовали свои валютные и золотые резервы для приобретения американского оружия и продовольствия, когда оказались на грани краха после падения Франции в июне 1940 года, столкнувшись с нацистской Германией.
С началом воздушной битвы за Британию в июле 1940 года и последующими массированными бомбардировками, например, «Лондонским блицем», ресурсы Британии начали быстро истощаться, даже несмотря на её статус мировой державы.
В сентябре 1940 года президент Рузвельт подписал соглашение, по которому США передали Британии 50 списанных эсминцев в обмен на 99-летний лизинг territorий на Ньюфаундленде и в Карибах для использования как базы военной авиации и флота США.
Хотя Уинстон Черчилль изначально ожидал получить корабли безвозмездно, он быстро осознал необходимость пойти на уступки, чтобы показать, как это позволит укрепить безопасность США и способствовать одобрению Конгрессом.
В то же время Рузвельт испытывал давление, так как в ходе своей предвыборной кампании он пообещал держать Америку вне войны, заявляя: «Я говорил это раньше, повторяю сейчас и буду повторять: ваших ребят не будут отправлять воевать ни в одной из иностранных войн».
Это обещание создало дополнительные сложности в его политике помощи Великобритании.
Как заметил Франклин Рузвельт, вести разумные обсуждения в условиях войны крайне сложно.
В конце ноября 1940 года британский посол лорд Лотиан, посетивший США, прямо заявил о финансовых затруднениях Великобритании, что позже вызвало недовольство премьер-министра Черчилля.
В декабре того же года Черчилль в личном письме к Рузвельту выразил обеспокоенность о том, что Британия вскоре не сможет оплачивать поставки военных материалов.
В ответ на эту ситуацию, американский президент предложил концепцию «ленд-лиза», заключающуюся в безвозмездной аренде оружия и военных материалов, необходимых для защиты США.
Кроме того, Рузвельт в своих радиобеседах подчеркивал, что Америка должна стать
Первые поставки по программе ленд-лиза начали приходить в Британию в апреле 1941 года. Хотя Великобритания не была единственным получателем помощи от США, она получила наибольшую долю. В первоочередном порядке помощь была оказана 30 странам, в том числе Советскому Союзу и Китаю, что составило более 50 миллиардов долларов (примерно 672 миллиарда долларов по состоянию на 2023 год). СССР, являясь вторым по величине получателем, получил 11,3 миллиарда долларов (152 миллиарда долларов по ценам 2023 года) и расплачивался с США редкоземельными минералами после войны. Ассортимент поставок варьировался от танков и самолётов до продуктов питания, таких как молоко и консервы.
Несмотря на одобрение Конгрессом, программа ленд-лиз подвергалась критике, и летом 1941 года американские СМИ сообщали о том, как британская дипломатическая миссия якобы использует деньги программы для покупки дорогих вин и деликатесов. Президент Рузвельт вынужден был вмешаться, назвав такие сообщения злонамеренной пропагандой, направленной на подрыв оборонительных усилий США. Черчилль впоследствии назвал ленд-лиз «самой бескорыстной сделкой», но многие отмечали, что эта помощь позволила США отстаивать свои интересы в борьбе с нацистами, когда общественное мнение и политики еще не готовы были к открытой войне.
Генри Стимсон, тогдашний министр обороны США, заявил в Сенате, что «мы покупаем, а не предоставляем (бесплатно)», подчеркивая, что безопасность покупалась на время, пока страна готовилась. Экономические и политические обозреватели согласны в том, что ленд-лиз значительного образом изменил расстановку сил в мире, создавая новую экономическую реальность по завершении Второй мировой войны.
В апреле 1948 года президент Трумэн подписал план помощи, известный как План Маршалла, который обеспечил поддержку разрушенной войной Европе и другим странам. Британия также получила значительную долю средств. Однако, в отличие от ленд-лиза, эти средства были в основном грантами, а не займами (только 337 миллионов долларов из 2,7 миллиардов долларов, полученных Британией по Плану Маршалла), и были направлены на восстановление мирной жизни после войны.