Ростов, словно немецкий крестьянский работник, взмахнув фуражкой над головой, радостно закричал: «Und vivat die ganze Welt!». Несмотря на отсутствие явных причин для веселья как у немца, занятого уборкой своего коровника, так и у Ростова, который трудился в поле с сеном, их лица наполнились счастливым восторгом, а братская любовь заставила их обменяться взглядами. Они слегка потрясли головами в знак взаимопонимания и, улыбаясь, разошлись по своим делам: немец вернулся к работе, а Ростов — к своему дому.
Эти два человека, возможно, оборачивались к идеалам Евразии, считая себя наследниками великих традиций, которые когда-то объединяли народы этого древнего континента. Они были уверены, что представляют собой крепость России, однако на самом деле оказались частью неведомого человечеству континента. Они потерялись во времени и пространстве, словно остров невезения, который мы могли бы обозначить на картах как Азиопа.
Появление неевразийца, князя Трубецкого, и современная концепция Дугина, который утверждает, что граждане России должны только петь песни и водить хороводы, стали камнем преткновения. Несмотря на заблуждение о том, что они ведут за собой мир и обладают магнитом для глобального Юга, действительно ли они осознают свою изолированность? Давно не гуляли по улицам городов, которые, по их мнению, утратили суверенитет, и действительно ли глобальный Юг существует именно там, где что-то ушло не так? Эти размышления становятся все более тревожными, особенно при условии какой-то крайне непредсказуемой миграционной политики...
На фоне начавшихся Олимпийских игр, где весь мир объединяется, путинская Россия, одновременно, как будто выбрала особый путь — участвовать в соревновании сама с собой, проявляя себя на загадочных играх БРИКС. Интересно, что теперь площадь Европы в Москве, находящаяся неподалеку от Киевского вокзала, была переименована в площадь Евразии. Сами приоритеты расставлены, а территория обозначена новыми символами и значениями.
Интересно, каким образом это накладывает отпечаток на то, как воспринимается историческая легитимность той же Екатерины Великой, которая когда-то считала Россию частью Европы, или на Петра Первого, который проделал путь к Европе, прорубив окно в мир.
Из всех предшественников нынешнего русского лидера, на которых указывал министр Лавров, сохранился лишь Иван Грозный — фигура, любимая Сталиным. Это говорит о том, что память о российской истории остается неоднозначной, вызывая противоречивые чувства у нового поколения, которое пытается понять свое место в мире, где восточные и западные чисто культурные ценности пересекаются и соперничают.
За завесой пропаганды и политических прессингов стоит вопрос о том, как сохранить свою идентичность, которая может быть утеряна в попытке дружбы или конфронтации с соседними культурами. В данной ситуации можно заметить, что даже самые обыденные моменты — как простая улыбка двух людей на улице, остаются объемной и возвышенной метафорой к поиску понимания и взаимопонимания в сложной и запутанной политической реальности.
Оппозиция к опричнине в России стала одной из ярчайших черт современного восприятия государства. Парижская Олимпиада 2024 года ярко продемонстрировала, как путинская Россия отстранилась не только от Европы, но и от всего западного мира и международного сообщества в целом.
На фоне этой важной события, по реке Сена неспешно плыли лодки с участием команд из таких стран, как Иран, Турция, Китай, Азербайджан и другие, чьи политические режимы обычно подвергаются жесткой критике за свои действия. Даже Северная Корея была представлена, и, конечно, сборные команд Палестины и Израиля также вплыли в эту международную историю. Это действительно символизировало мировое равновесие и относящееся к нему водяное перемирие.
Однако в самой России, вместе с некоторыми олимпийскими чемпионами, остались только аргументы, которые уверяли, что эти «чуждые» Олимпиады, не имеющие ценности для отечественного зрителя, нечего делать в нашей стране.
Призывы к временной остановке военных действий, исходящие от государственных, общественных и религиозных деятелей, были природно проигнорированы, особенно если речь идет о тех, кто не имел отношения к официальной Русской Православной Церкви. Что можно добавить к такой ситуации? Возможно, стоит вспомнить слова Иосифа Бродского: «Русская речь слышна во всех уголках коллективного Запада», демонстрируя тем самым оболочку русской культуры, которая все равно пробивается за пределами границ нашей страны.
Столкнувшись с демографическим кризисом, Россия, тем не менее, продолжает неосмотрительно растрачивать свой человеческий капитал как в ходе специальной военной операции, так и посредством активной эмиграции. При этом власть немало упустила из виду тех людей, которые выбрали другой путь и начали новую жизнь за границей.
Единственный рецепт, предложенный нынешним правительством, заключается в стимулировании рождаемости, однако в условиях безнадежного будущего, где детские жизни ежегодно сокращаются по целому ряду факторов, такая инициатива, как правило, терпит поражение. Проблема заключается в том, что в стране, где царит неопределенность и ощущение безвыходности, молодое поколение ищет надежду и перспективы, которые можно было бы найти в фарватере других стран и культур.
Изоляционизм, национализм и мессианство, а также старая доктрина «особого пути», как некоторые того называют, представлены на фоне призрачных ожиданий населения от власти. Но, к сожалению, это обращение к местным патриотическим идеалам не имеет ничего общего с рациональными решениями потребностей общества.
Как показывает практика, такое народное настроение часто оказывается лишь временной платформой для решения безликих проблем, которые создаются самим правительством. Оно не предлагает никаких реальных улучшений в нашей жизни, и такая ситуация в дальнейшем может привести к еще большему укоренению неверия в собственные силы и возможности.
Ожидания общества расходятся с теми решениями, которые принимают на высшем уровне, усиливая грядущие сложные тренды сложности в будущих взаимодействиях как внутри России, так и с иностранными государствами.
Таким образом, на фоне происходящих событий в мире, кажется, что России, как когда-то истории о «государстве-цивилизации», уготована новая эпоха, полномасштабный кризис ее внутренней и внешней политики. Осталось надеяться, что когда-то раздастся голос тех, кто сможет заменить наивные иллюзии реальными шагами к пересмотру поведения власти не только внутри страны, но и на международной арене.
Социологические исследования свидетельствуют о том, что в спокойные времена, когда страна переживала стабильные периоды своего существования, отношение граждан к Европе и США, а также к западным ценностям в целом, демонстрировало улучшение, иногда даже значительное. Однако данная позитивная динамика быстро менялась в случае, если Кремль прибегал к агрессивной риторике или осуществлял агрессивную внешнюю политику.
Общественное мнение в значительной степени определяется политикой и риторикой властей, и его трансформация возможна лишь при условии изменения подходов на верхних уровнях власти. Чем дольше поступают сигналы о враждебности и расколе, тем меньше вероятность того, что нация сможет быстро выбраться из антропологической ямы, в которую она была загнана. Примеры тому можно найти в истории: как только сверху было допущено самостоятельное мышление и критическое осознание, общество стало избавляться от пережитков «совка» стремительно.
Для авторитарных и тоталитарных режимов нет угрозы страшнее, чем разнообразие мнений и самостоятельное мышление граждан. Эта угроза приходит во многом от реальных знаний о собственном прошлом. Важным аспектом является то, что Советский Союз никогда не выходил из олимпиадного движения, в то время как путинская Россия сделала это.
Несмотря на то, что государство перестало быть частью цивилизованного мира, россияне остаются его частью. Однако многие западные политики и чиновники относительно легко могут считать любого россиянина «путюнистом», забывая о том, что многие из этих людей являются жертвами режима, так же как и украинцы.
Одним из ярких моментов церемонии открытия Олимпиады в Париже стала песня Джона Леннона, ставшая настоящим гимном мира и призывом к единству. Эту песню исполнили с небольшого, одинокого кораблика на тёмной Сене. В путинской России призыв к миру остался неуслышанным, потому что церемонию просто не видели.
Более того, многие россияне не захотели её видеть. Страна, охваченная закрытыми глазами и заткнутыми ушами, отвернулась от идеи мира, которая в старом русском языке наименовалась «весь мир» и подразумевала сообщество всех людей. Это отказ от той цивилизации, к которой Россия шла долгие годы, и если она, наконец, туда пришла, оказавшись на пороге, вдруг была выдворена оттуда без жеста протестов со стороны общества, не осознающего, что происходит.
Россия, действительно, с неохотой покидала все то, что сливалось с воспоминаниями о лучших моментах: итальянские виллы, учеба детей и внуков в швейцарских пансионах. Но при этом, как ни странно, приходилось подчиняться и предпринимать попытки обвинять весь Запад во всех бедах.
Для большинства россиян возвращение в сообщество стран, разделяющих общечеловеческие ценности, которые, к слову, зафиксированы во второй главе Конституции РФ, означало бы возможность обретения мира. Это в свою очередь подразумевало мирную жизнь и освобождение от войн и их источников.
На фоне этого можно ожидать, что когда Россия и россияне вернутся на спортивные арены, они присоединятся к Ирану, но в хорошем смысле этого слова. Площадь Азия снова может стать Площадью Европы. И это будет ознаменовывать возвращение России и её граждан домой, в общество, где ценности дружбы, взаимопонимания и сотрудничества будут занимать центральное место.