Президент Владимир Путин предложил внедрить индивидуальные учебные планы в вузах для студентов, совмещающих учебу с работой. Это предложение было высказано на заседании совета по науке и образованию 6 февраля.
Путин отметил, что такая практика становится нормой для значительного количества студентов и заслуживает уважения. Однако он подчеркнул, что индивидуальные планы не должны негативно сказываться на качестве и фундаментальности образования.
Приоритетным направлением для российского образования продолжает оставаться подготовка инженерных специалистов. Путин также указал на проблему квалификации работающих инженеров, часть из которых нуждается в повышении квалификации.
Он заявил о необходимости внедрения нестандартных и экстраординарных шагов для решения дефицита кадров на предприятиях. Кроме того, президент призвал к устранению устаревших курсов и программ обучения, которые не соответствуют современным требованиям рынка труда, так как это приводит к потере интереса студентов к своим профессиям.
Первый заместитель председателя комитета по науке и высшему образованию Александр Мажуга уточнил, что около половины студентов совмещают работу с учебой, однако система высшего образования пока не адаптирована к их потребностям.
Определение профессиональной принадлежности студентов к специальностям может быть сложным, так как они часто работают в смежных областях, не будучи полноценными специалистами.
Профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина отметила, что вузы должны иметь больше полномочий при составлении учебных планов для работающих студентов.
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков предложил, чтобы Минобрнауки получило право регулировать прием на платные места в вузах, с акцентом на подготовку кадров для экономики, особенно в инженерных направлениях.
Он указал на необходимость соотнести этот прием с государственными потребностями и предложил предоставлять льготные образовательные кредиты по ставке 3% только для приоритетных направлений, чтобы поддержать нужды страны в квалифицированных специалистах.
Необходимость целенаправленной подготовки кадров остается актуальной в свете запросов экономики на инженерные профессии.