С 1 января 2025 года транзит российского газа через территорию Украины в Европу был полностью прекращен. Это решение было принято Киевом, который отказался продлить пятилетнее соглашение с ПАО «Газпром», заключенное в 2019 году.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что с данного момента объем транзита российского газа через Украину снизился до нуля, что он охарактеризовал как одно из крупнейших поражений России. По словам Зеленского, 25 лет назад, когда Владимир Путин стал президентом, Украина транзитировала более 130 миллиардов кубометров газа в Европу. В настоящее время этот объем составляет ноль, что подчеркивает финансовую и энергетическую изоляцию России.
Он также отметил, что использование энергоносителей в качестве инструмента воздействия на партнеров обернулось потерей наиболее выгодного рынка для России.
По словам эксперта Владимира Омельченко из Центра Разумкова, этот шаг Украины сигнализирует о ее независимости в сфере поставок газа в Европу. Он отметил, что ранее Украина часто уступала интересам Европы и России, но теперь ситуация изменилась, и международное сообщество должно воспринимать Украину как независимую и уважаемую страну.
Решение Украины не продлевать контракт с «Газпромом» и остановить транзит газа существенно ослабило позиции Кремля на европейском газовом рынке, отмечают эксперты.
Киев значительно выиграл, так как лишил Москву возможности оказывать давление на Европейский Союз и обеспечил сокращение российских доходов от углеводородов, важных для финансирования войны против Украины.
Михаил Гончар, президент Центра глобалистики «Стратегия XXI», считает, что сокращение бюджетных поступлений, необходимых для ведения военных действий, является правильным шагом для принуждения агрессора к миру.
В отсутствие средств у России появляются сложности с финансированием военных расходов, что может повлиять на итоговые результаты конфликта.
По его прогнозам, «Газпром» может потерять около шести миллиардов долларов в год, что хотя и незначительно в контексте общих доходов компании, но служит важным сигналом для европейских партнеров об активной позиции Украины.
Министр энергетики Украины Герман Галущенко также отметил, что европейские страны уже начали отказываться от российского газа.
Инициатива Repower EU, разработанная Европой, отражает стратегию Украины.
Однако эксперты предупреждают, что эффект от приостановки транзита газа не будет мгновенным, и процесс давления на Россию будет длительным.
По мнению Владимира Омельченко, мирные переговоры в связи с текущей ситуацией в газовом секторе не стоит ожидать, хотя определенные последствия от этого развития событий, безусловно, проявятся.
«Газпром» не имеет значимых альтернатив для сбыта своего газа, поскольку газопроводы «Голубой поток» и «Турецкий поток» уже полностью загружены. Проект газопровода «Сила Сибирь-2», который должен соединить Россию с Китаем, также находится под вопросом. В результате, у «Газпрома» остаются весьма ограниченные возможности.
После остановки транзита газа через украинскую территорию часть газотранспортной системы Украины продолжит функционировать, закачивая и отбирая газ из хранилищ, возможно, перейдет к прокачке газа из собственных источников, а также будет работать в реверсном режиме, обслуживая операции европейских трейдеров. Часть системы потребуется законсервировать.
Однако, в НАК «Нафтогаз Украины» уверены, что прекращение транзита не повлияет на стоимость газа для украинцев. Мораторий на повышение тарифов для населения остается в силе. Компания утверждает, что изменения в транзите газа не отразятся на уровне жизни украинских семей.
Поставка газа продолжается в обычном режиме, так как Украина накопила достаточные запасы для зимнего потребления. С 2015 года страна не закупает газ у России, что свидетельствует об отсутствии проблем. Возможные временные дефициты могут возникнуть лишь в условиях сильных морозов, когда холод охватывает всю Европу.
В следующем сезоне Украина намерена использовать газ собственной добычи и реверсные поставки из Европы. Гончар также отмечает, что избранный президент США Дональд Трамп обещал увеличить поставки газа из США в Европу.