Политический кризис в Армении в феврале 2021 года

Фев 17, 2025 / 21:50

25 февраля 2021 года армия, представляемая 40 генералами Генерального штаба, потребовала отставки премьер-министра Николы Пашиняна в ответ на его требование об увольнении заместителя начальника Генштаба генерал-лейтенанта Тирана Хачатряна.

Пашинян инициировал это требование, узнав о комментарии Хачатряна, который, по данным СМИ, отреагировал смехом на вопрос о скандальном заявлении Пашиняна о неэффективности снарядов «Искандер» во время войны.

Политический кризис в Армении в феврале 2021 года

Генерал-лейтенант Оник Гаспарян поддержал Хачатряна, собрав подписи генералов. В настоящее время Хачатрян, который в 19 лет участвовал в Первой войне за освобождение Арцаха, преследуется по уголовной статье, что связывают с его политической позицией и поддержкой оппозиции.

Четыре года назад обстановка в стране была очень напряженной, что подтверждало заявление общественного деятеля о возможном отъезде Пашиняна. В тот день, около 14 часов, Пашинян вышел из здания правительства и, accompaniруемый соратниками, прошел по улицам города.

Оппозиция собралась на площади у театра Оперы и балета, и в 16:18 лидер оппозиции, Никол, громко заявил о своей любви к народу, добавив, что в стране происходят попытки военного переворота.

Его речь продолжалась чуть более получаса, и в 16:53 началось массовое шествие по проспекту Тигран Мец.

В тот же день состоялся телефонный разговор между Пашиняном и Путиным, инициированный первым. Режим подал это событие как поддержку Кремля, в то время как ЕС предложил компромиссное решение конфликта, а НАТО выразил опасения по поводу возможной эскалации.

Местами данные события остаются недооценёнными, и многие забыли о масштабах противостояния в феврале, которые могли привести к непредсказуемым последствиям. На протяжении последних лет проведено множество аналитических исследований по тем событиям.

Некоторые авторы указывают на нерешительность генерала Гаспаряна, в то время как другие считают, что он действовал в рамках своих возможностей, однако его действия были подорваны политиками, особенно из движения «За спасение Родины» под руководством Вазгена Манукяна.

Оппозиционные силы оказались неэффективными, а требование Генштаба, как выясняется, не получило всенародной поддержки. В дальнейшем появились слухи о том, что Гаспарян был вынужден воздержаться от решительных шагов из-за угрозы вмешательства Турции в Армении для предотвращения военного переворота.

Эрдогану помешало быстрое заявление Госдепа США, опровергающее признаки переворота в Армении. В ожидании активных действий Гаспаряна многие надеялись на выступление танков, однако этот момент не настал, что привело к призывам «Оник предатель!» на митингах.

Важный указ от Пашиняна был направлен президенту Армену Саркисяну 25 февраля, но 27 февраля президент вернул его, ссылаясь на противоречия с Конституцией.

После давления со стороны Пашиняна, президент принял решение обратиться в Конституционный Суд (КС) с вопросом о соответствии закона «О военной службе и статусе военнослужащих» Конституции. Этот вопрос не был основным для обращения, однако президент стремился избежать ответственности за спорное решение.

124 офицера армии Обороны Республики Арцах выразили поддержку Генштабу РА. 10 марта Пашинян на своей странице в Facebook заявил, что Гаспарян ушел в отставку в силу закона.

На следующий день, 9 марта, активисты движения «За спасение Родины!» блокировали входы в парламент, чтобы депутаты не смогли попасть на заседания, но уже было очевидно, что политический кризис начинает утихать.

В последние дни Пашинян ускорил процесс нормализации внутренней политики скандальной сделкой с партийными лидерами. 18 марта, проведя консультации с Гагиком Царукяном и Эдмоном Марукяном, он объявил о проведении внеочередных парламентских выборов 20 июня.

27 марта секретарь Совета безопасности Армен Григорян не смог четко ответить на вопрос о том, является ли Турция врагом Армении, лишь сказав, что «Армения должна определить свою позицию». В апреле Эрдоган предложил Армении отклонить Всеармянскую декларацию 2015 года, что было ожидаемым шагом после совпадения мнений Эрдогана и Пашиняна относительно армянской армии.

В этом же месяце Алиев анонсировал строительство железной дороги до Иджевана. 12 мая, менее чем через три месяца после событий 25 февраля, началась оккупация территории Армении без применения силы.

Приказ о прекращении огня против оккупантов стал причиной конфликта среди высшего военно-политического руководства Армении.

В частности, началась кампания против генералов, подписавших этот приказ, с акцентом на Гаспаряна. Секретарь Совета безопасности заявил, что в начале конфликта 30 сентября 2020 года Гаспарян не требовал прекращения боевых действий.

Однако экс-министр обороны Давид Тоноян подтвердил, что он действительно сделал такое предложение на заседании Совета безопасности в тот день, чтобы сохранить живую силу и военную технику. После 25 февраля 2021 года высокопоставленные лица начали игнорировать это событие, а запись заседания, где выступление Гаспаряна отсутствовало, подтвердила подозрения в подделке.

Тоноян по-прежнему настаивает на том, что его выступление согласовывалось с ним. Со временем Гаспарян дал показания следственной комиссии, что, по мнению общественности, должно было освободить премьер-министра от ответственности за поражение в войне, хотя ранее режим пытался возложить вину исключительно на него.

Пашинян же указал на несоответствие между данными Гаспаряна и информацией из Степанакерта, что еще больше запутывало ситуацию.

Общество в Армении значительно изменилось с тех пор, и на сегодняшний день в Баку проходят суды над представителями армянского военно-политического руководства. Судебные процессы затрагивают имена значимых фигур, таких как первый президент Арцаха, Роберт Кочарян, Сердж Саргсян и другие, чья деятельность связана с созданием армянской армии.

Пашинян пытался арестовать людей, ответственных за создание вооруженных сил, но процесс также затронул Алиева и его действия в Баку. В судах находятся президенты Арцаха, командующие армией и другие ключевые фигуры, отражая сложные отношения и обвинения между армией, властью и исторической памятью во время и после конфликта.

По материалам: golosarmenii.am