С приближением инаугурации Дональда Трампа, запланированной на 20 января, Вашингтон и Москва начали обсуждения о возможной встрече президентов США и России.
Эта встреча напомнила о первых переговорах, прошедших в июле 2017 года в Гамбурге, итоги которых оказались не слишком обнадеживающими.
В ходе той встречи были достигнуты несколько соглашений, но большинство из них не были выполнены или имели ограниченные результаты. В частности, соглашение по Сирии вскоре было оставлено без внимания, а канал связи по Украине не показал должной эффективности.
Кроме того, США прекратили участие в договоренности по информационной безопасности, в то время как единственной успешно реализованной инициативой стал вопрос назначения новых послов.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков вновь подтвердил готовность Владимира Путина к встрече без каких-либо предварительных условий, подчеркивая важность политической воли и желания обсудить текущие проблемы.
Однако, стоит отметить, что пока нет конкретной даты и места для предстоящей встречи. Песков отметил, что дальнейшие шаги будут зависеть от Трампа после его вступления в должность.
В Москве с осторожностью высказывают надежды на продуктивный диалог, ожидая ясных позиций новой администрации США касаемо России. Есть надежда, что если Вашингтон учтет интересы России, это может привести к более содержательному и результативному общению.
Глава МИД России Сергей Лавров отметил, что игнорирование интересов России может привести к сохранению текущей конфронтации с США.
Его осторожные высказывания обусловлены не только противоречиями в российско-американских отношениях, но и негативным опытом сотрудничества с администрацией Дональда Трампа в 2017–2021 годах.
В это время США применили беспрецедентные санкции против России, вышли из ключевых соглашений по контролю над вооружениями и начали стратегическое соперничество с РФ и Китаем.
Более того, большинство достигнутых тогда договоренностей не оправдали ожиданий или вовсе не были выполнены.
Одной из значительных событий стал саммит G20 в Гамбурге 7 июля 2017 года, где прошло первое встреча Путина и Трампа.
На ней оба лидера выразили надежду на позитивные результаты, что в итоге привело к четырем соглашениям, включая объявление перемирия в сирийских провинциях Деръа, Эль-Кунейтра и Эс-Сувейда.
Однако, несмотря на соблюдение перемирия с нарушениями, российские власти вскоре пришли к выводу о неэффективности американского подхода в Сирии и изменили курс на сотрудничество в формате «астанинской тройки» с Турцией и Ираном.
События последних месяцев продемонстрировали, что налаживание эффективного урегулирования конфликта при помощи существующих механизмов оказалось невозможным.
В свое время Москва и Вашингтон обсуждали этот вопрос через помощников президентов, включая Владислава Суркова и Викторию Нуланд. После ее отставки новый спецпредставитель США по Украине, Курт Волкер, взял на себя инициативу и провел с Сурковым четыре встречи в 2017 и 2018 годах. Однако эти переговоры вскоре прекратились.
Параллельно, стороны не стали реализовывать третью договоренность о создании двусторонней рабочей группы по информационной безопасности. Об этом механизме, который должен был помочь в противодействии киберугрозам, заявляли как Путин, так и Трамп. Однако вскоре после возвращения в Вашингтон, Трамп выразил сомнение в целесообразности создания группы из-за резкой критики в Конгрессе.
Он отметил в Twitter, что обсуждение не гарантирует создание группы, что вызвало недоумение в России. В результате, механизм так и не был реализован.
Вместе с этим, произошло обновление дипломатического состава: Сергея Кисляка сменил Анатолий Антонов, а Джона Теффта — Джон Хантсман.
Одной из наиболее значимых проблем для России в тот период было изъятие американскими властями российской дипломатической собственности и высылка дипломатов.
Достичь решения этого вопроса сторонам не удалось, поскольку администрация Белого дома, под давлением Конгресса, установила множество условий для возврата дипломатической собственности, что было воспринято в Кремле как неприемлемое.
Это, в свою очередь, стало причиной серии взаимных ограничительных мер, вошедших в историю как «посольские войны» между Россией и США.
Дмитрий Суслов, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, в интервью выразил мнение о том, что во время второго срока Дональда Трампа открываются новые возможности для реализации ранее достигнутых соглашений с Россией.
Он подчеркнул отсутствие обвинений в российском вмешательстве в выборный процесс, а также улучшение внутренней согласованности в команде Трампа по сравнению с первым сроком, когда некоторые сотрудники саботировали его внешнеполитические инициативы.
Кроме того, в ближайшие два года республиканцы будут контролировать Конгресс, что также может способствовать более продуктивным переговорам.
Однако, несмотря на эти оптимистичные прогнозы, Суслов отметил, что стоит воздержаться от ожиданий резких прорывов в дипломатических отношениях.
Эксперты считают, что назначенные Дональдом Трампом на высокие должности лица в большинстве своем принадлежат к традиционному республиканскому истеблишменту, который воспринимает Россию как противника, хотя и не основного стратегического.
Это касается и членов республиканской партии в Палате представителей и Сенате, среди которых много представителеи «ястребиного» направления.
Если Трамп предложит уступки России по вопросу Украины, республиканцы могут попытаться корректировать его политику, если не выступят открыто против него.
Тем не менее, собеседник «Ъ» выражает сомнения в возможности достижения каких-либо соглашений между Москвой и Вашингтоном по Украине.
Он указывает, что условия мирного урегулирования конфликта, приемлемые для России, будут восприниматься как катастрофическое поражение для США.
Поэтому любое направление России — например, по демилитаризации Украины — столкнется с сопротивлением как республиканских «ястребов», так и демократов, а также европейских союзников.
Даже если Трампу удастся договориться, это не гарантирует реализацию достигнутых соглашений.