Партийные стратегии перед выборами 2025 года в условиях новой нормальности

Фев 26, 2025 / 02:09

К предстоящим выборам осенью 2025 года и федеральной кампании по выборам депутатов Госдумы в 2026 году парламентским партиям предстоит справиться с многовариативной повесткой, которая будет определять их успех на выборах. Данная тема обсуждалась на круглом столе, организованном Фондом развития гражданского общества (ФоРГО), близким к Кремлю. Глава ФоРГО Константин Костин отметил, что быстро меняющаяся повестка затрудняет серьезные прогнозы на текущий момент.

ФоРГО ввел термин «новая нормальность», который отражает изменения в общественных настроениях после начала специальной операции. Это новое состояние уже показало свое влияние на результаты выборов последних лет, где «Единая Россия» стала главной выгодоприобретительницей. Оппозиционные партии, согласившись с текущими обстоятельствами, не смогли найти способа эффективно конкурировать с партией власти и привлечь временный электорат. Однако, как считает Костин, ситуация меняется.

Партийные стратегии перед выборами 2025 года в условиях новой нормальности

Переговоры с Соединёнными Штатами располагают к изменению общественного мнения. По данным эксперта, сегодня в обществе можно выделить примерно 20% сторонников жесткого подхода («ястребов»), 20% сторонников мира («голубей») и около 60% людей с разнообразными взглядами, поддерживающих спецоперацию. Многовариантность повестки, по мнению Костина, будет зависеть от хода переговоров, а также их результатов. Окончательная ясность по этому вопросу ожидается не ранее чем через год.

В этой ситуации важно, смогут ли оппозиционные партии воспользоваться изменениями и отобрать голоса у «Единой России». Костин подчеркивает значимость работы политических блоков партий в данном контексте.

Анализируя текущую ситуацию партий, Костин акцентирует внимание на преимуществах «Единой России», включая разветвленную инфраструктуру, богатый опыт предвыборных кампаний и наработки по различным темам.

КПРФ, согласно его мнению, обладает полезным опытом и идеологемами, которые могут быть актуализированы в условиях многовариативности.

Для ЛДПР дела идут сложнее, поскольку партия, имея «неплохую технологическую структуру», испытывает трудности с разработкой новых идеологем и привлекательных партийных установок после ухода Владимира Жириновского.

«Новые люди», хотя и проводят яркие кампании, лишены содержательных новшеств.

Ситуация для «Справедливой России» наиболее критическая: партия может адаптировать свою повестку, но испытывает сложности, находясь в состоянии пикирования, что делает осенние выборы ключевыми для них.

Сенатор Сергей Перминов из «Единой России» подчеркнул, что партия продолжает показывать растущие результаты на выборах, однако не следует становиться заложниками статистических данных.

В ближайшие два года будет разыграно наиболее значительное количество мандатов на выборах всех уровней, включая выборы в 50 законодательных собраниях, 35 городских думах административных центров и 90 000 муниципальных депутатов.

В числе приоритетных кампаний для «Единой России» выделяются выборы в Коми, Тамбовской, Новосибирской, Томской, Костромской, Орловской и Оренбургской областях, а также массовые выборы в органы местного самоуправления в Курской области, Якутии, Забайкалье и Хакасии.

По мнению Перминова, партия должна проявлять проактивность из-за стремительных изменений в политической среде.

Утрата монополии на консолидацию и возвращение к активным политическим дискуссиям потребуют от партии способности держать инициативу, чтобы сохранить лидерство в 2025-2026 годах.

Осенние выборы 2025 года, по прогнозам, станут «прелюдией» к федеральной кампании и будут сопровождаться обсуждением ситуации вокруг спецоперации, однако эксперты, такие как Глеб Кузнецов, отмечают, что кампании будут интересны и другими аспектами.

Он обращает внимание на изменения в демографическом и социальном составе населения России, где увеличивается число пенсионеров и формируются новые социальные группы. Эти изменения имеют важное значение для разработчиков предвыборных стратегий.

Так, регионы, традиционно считавшиеся благополучными, могут проявить меньшую лояльность, в то время как менее обеспеченные территории становятся более процветающими.

Кузнецов также говорит о глобальной тенденции роста радикализма в политике, которая, хотя и не наблюдается в России, может быть тактически использована партиями при условии разумной интерпретации.

Он подчеркивает, что левая идеология в России недостаточно представлена, и если «Справедливая Россия» не сможет занять эту нишу, то ей рискует стать не в состоянии пройти в Госдуму в 2026 году.

Партия «Новые люди» также находится в поиске своей идентичности, что является значительным вызовом перед выборами.

С запросом на умеренную повестку наблюдаются изменения, и представляется необходимость для партии «Новые люди» искать новые подходы и идеи.

Алексей Чеснаков, руководитель научного совета Центра политической конъюнктуры, выражает мнение, что мы находимся не в «новой нормальности», а в «новой ненормальности», и предстоящие осенние выборы рассматривает как «генеральную репетицию» перед выборами в Госдуму.

Он выделяет четыре ключевые рамки, которые будут определять политическую повестку в ближайшие шесть месяцев.

Первой является политическая рамка, охватывающая президентское послание, национальные цели и предвыборные мероприятия.

Второй - идеологическая рамка, связанная с юбилеем Победы, исторической памятью и поддержкой ветеранов.

Третья - социально-экономическая рамка, которая касается контроля цен, ЖКХ, экологии и молодежной политики.

Четвертой рамкой являются риски, включая международные переговоры, санкционную политику и связанные с ними угрозы.

Чеснаков считает, что выборная повестка уже устоялась и будет работать в рамках этих смысловых сегментов, что дает четкие ориентиры для политических сил.

Дмитрий Орлов из Агентства политических и экономических коммуникаций подчеркивает, что современная ситуация допускает использование разных концептов, таких как «победная весна» и «остров Россия» для иллюстрации того, что происходит в стране.

Эти рамки помогут понять, как будут развиваться политические идеи и программы в условиях изменяющейся реальности.

По второму пункту Орлов подчеркивает, что Россия функционирует как «остров», выстраивающий отношения с миром, а не как «крепость». Он считает, что изменения в повестке не создадут рисков для выборов осенью 2025 года, поскольку это в первую очередь касается «элитной и интеллектуальной среды», в то время как основная масса избирателей не будет затронута.

Среди регионов с повышенным протестным потенциалом он выделяет Коми, Калужскую, Костромскую, Курганскую и Новосибирскую области. Воронежская и Магаданская области классифицируются как «умеренно протестные». ЯНАО и Белгородская область считаются «управляемыми». По мнению Орлова, «Единая Россия» сохранит абсолютное большинство голосов в этих регионах.

КПРФ имеет шанс занять второе место в заксобраниях Коми, Белгородской, Воронежской, Калужской, Костромской, Курганской и Новосибирской областях. ЛДПР может занять вторую позицию в ЯНАО, а «Справедливая Россия» – в Челябинской области. Также ожидается конкуренция между КПРФ и ЛДПР за вторую строчку в Рязанской и Магаданской областях.

У «Новых людей» есть потенциал добиться высоких результатов в Калужской, Костромской, Челябинской областях и Коми.

По материалам: www.vedomosti.ru