28 апреля в Санкт-Петербурге президент России Владимир Путин встретился с Советом законодателей, который также провел разговор с министром просвещения Сергеем Кравцовым. Как и ежегодно, эта встреча стала значимым событием, особенно в контексте недавнего Дня парламентаризма.
Заседание Совета началось в Таврическом дворце в 11 утра с обсуждения проблем образования. В нем участвовали главы региональных законодательных собраний, депутаты Государственной думы и сенаторы. Приезд министра Кравцова задержался, и, возможно, это оказалось к лучшему, поскольку в его адрес звучали критические замечания.

После его появления министр сделал короткое заявление, после чего спикер Госдумы Вячеслав Володин поднял вопрос о дефиците учителей в школах, который касается не только депутатов, но и всей сферы образования. Володин указал на то, что мнения расходятся: по его данным, нехватка учителей колеблется от 200 до 500 тысяч человек. Особенно остро она ощущается в сельских школах, где, согласно данным Счетной палаты, не хватает 29% учителей.
Также президент ранее упоминал о нехватке учителей математики и физики в городах, которая составляет около 30 и 26% соответственно. Интересно, как Кравцов будет реагировать на эти цифры и требования общества.
В недавнем обсуждении велись споры о состоянии образования и нехватке кадров в школах. Глава Госдумы Володин проявил недовольство по поводу данных о вакансиях, отметив, что их уровень может варьироваться в разных регионах.
Он настаивал на необходимости точной информации о нехватке преподавателей, чтобы депутаты могли отчитаться о реальной ситуации в конкретных учебных заведениях. Однако министр просвещения Кравцов, по его словам, сообщил о наличии вакансий всего в 2% случаев, что, на его взгляд, не является серьезной проблемой.
Тем не менее, Володин подчеркнул, что в некоторых сельских школах дефицит кадров значительно превышает этот показатель, достигая 30%. Он призывал к совместной работе над решением проблемы нехватки учителей, однако обмен мнениями о реальных данных по вакансиям был неэффективен.
Кравцов привел примеры регионов с низким уровнем вакансий, таких как Татарстан и Мордовия, но также упомянул, что в ряде других областей ситуация обстоит значительно хуже, что требует внимания. Он отметил, что информацию о 500 тысячах вакансий, которую озвучили, следует воспринимать с осторожностью, так как речь идет о неполном рабочем дне — всего лишь о трех-четырех уроках в день. Эта проблема подчеркивает необходимость глубокого анализа и совместного поиска решений.
Вице-спикер Ирина Яровая высказалась о текущих кадровых проблемах в образовании, обращая внимание на необходимость учета всех специалистов в школах, включая преподавателей и психологов.
Она отметила, что отсутствие учителей даже на часть ставки не должно означать их исключение из расчётов, подчеркивая важность обеспечения качественного образования для детей.
Яровая указала на тревожные цифры от сайта SuperJob.ru, который насчитывает более 500 тысяч вакансий, и на необходимость решения этой проблемы.
Согласно мнению господина Котякова, для нормального функционирования образовательной системы к 2030 году понадобится 480 тысяч специалистов.
Он также уточнил, что ежегодно необходимо привлекать 40 тысяч новых учителей. Антон Котяков добавил, что текущий дефицит кадров - это лишь «одноразовая» проблема, и если ориентироваться на замещающую потребность, это поднимает цифру до полумиллиона необходимых специалистов.
В этом контексте министр труда отметил, что министру просвещения следует оставлять возможности для адаптации, учитывая значительные изменения в кадровой политике.
Яровая завершила свои высказывания призывом к действию, подчеркивая, что родителям и детям необходимо не просто статистическое представление, а реальные решения для улучшения качества образования.
В обсуждении с министром просвещения возникли разногласия относительно текущей даты и ситуации в образовании. По словам одной из участниц дискуссии, Ирина Яровая, важно поднимать вопросы, касающиеся недостатка учителей.
Она заметила, что если Министерство уверено в стабильности российской системы образования, то зачем тогда формируется запрос на привлечение иностранных педагогов и мигрантов?
Яровая добавила, что Татарстан недавно акцентировал внимание на этой проблеме, подчеркивая необходимость защиты национальных интересов. Образование, по ее мнению, является фундаментою национальной безопасности, и данный аспект нельзя игнорировать.
Она выразила обеспокоенность по поводу 500 тысяч вакансий в образовательной сфере, что является серьезной проблемой для страны. В ответ на ее критику министр оставался молчалив, что создавало ощущение игнорирования проблемы, вокруг которой возникло множество вопросов.
В аудитории ощущалась напряженная атмосфера. Министр просвещения, явно сбитый с толку, выступил с комментарием о сайте «SuperJob.ru», пытаясь объяснить текущие проблемы на рынке труда. Он заметил, что если опираться на его данные, ситуация выглядит совершенно иначе.
На это Ирина Яровая могла бы предложить дополнительные варианты, но уступила слово Вячеславу Володину. Он задавал вопросы, подчеркивая противоречия в действии правительства, например, почему, несмотря на положительные данные, было подано заявление о привлечении иностранных мигрантов. Яровая подтвердила, что это действительно является проблемой, отмечая, что обсуждение проходило на комиссии с участием вице-премьера Татьяны Голиковой.
Вскоре Вячеслав Володин объявил о перерыве, ожидая прибытия президента России. Это время оказалось критически коротким, и когда Владимир Путин пришел в Таврический дворец, он сразу же заявил о трехдневном перемирии между Россией и Украиной, связав это с Днем Победы.
Волнение нарастало, и в зале я заметил сенатора Григория Карасина, который недавно участвовал в переговорах в Эр-Рияде. Я решил подойти к нему и выяснить его мнение о случившемся, ведь контекст перемирия был важен для дальнейших разворотов в политической ситуации.
События на переговорах, которые произошли, уже привлекли внимание к теме Крыма, которая ранее не обсуждалась публично. Это значит, что стороны готовы к открытым дискуссиям.
Григорий Карасин подчеркивает, что важным фактором в этих переговорах является участие Владимира Путина. Этот момент следует учитывать, особенно в свете его влияния на ход обсуждений.
Неожиданно разговор прервал бывший министр спорта, нынешний глава комитета Госдумы Олег Матыцин. В зале наблюдалось оживление из-за появления Сергея Кириенко, первого заместителя главы администрации президента. Его приветствовали все присутствующие, и он привлек много внимания, особенно со стороны спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко.
Позже внимание всего зала переключилось на Владимира Путина, который вошел с бурными аплодисментами и попытками утихомирить присутствующих, призывая их принять свои места. Хотя его речь была короткой и составила не более формальности, он не остановился на вопросах перемирия.
Основное внимание Путин уделил подчеркнутой гармонии между тремя ветвями власти — президентской, законодательной и исполнительной, что он отметил как важное достижение для стабильности в стране.