Новый кабинет Макрона и назначение Стефана Сежурне

Апр 21, 2025 / 08:14

11 января 2024 года президент Франции Эммануэль Макрон представил новый состав кабинета своего правительства под руководством премьера Габриэля Атталя. В составе команды произошли изменения, среди которых назначение Стефана Сежурне на пост министра иностранных дел.

Политическая карьера Сежурне стартовала в 2014 году под руководством Макрона, когда тот занимал пост министра экономики. С тех пор Сежурне активно участвовал в политических проектах Макрона, включая создание партии «Возрождение» в 2016 году. Как евродепутат, он зарекомендовал себя как опытный переговорщик.

Новый кабинет Макрона и назначение Стефана Сежурне

На посту министра иностранных дел Сежурне планирует сосредоточиться на трех основных направлениях: укреплении авторитета международных организаций, развитии помощи пострадавшим от конфликтов в таких странах, как Украина и на Ближнем Востоке, и установлении сотрудничества между Европейскими странами в сфере безопасности. В этой связи он намерен активизировать отношения между Францией, Германией и Польшей через формат Веймарского треугольника.

Тем не менее, общественность и СМИ проявляют интерес к возможному конфликту интересов между Атталем и Сежурне, поскольку они несколько лет совместно работали. Французские СМИ пока не пришли к единому мнению по поводу их отношений, о чем сообщает канал «Рыбарь».

Кроме того, 25 сентября 2023 года Макрон объявил о необходимости отозвать французских дипломатов из Нигера, они вскоре возвратятся в Париж. Это подчеркивает сложную международную обстановку, с которой столкнулась Франция.

В этот день Нигер ограничил использование своего воздушного пространства французскими самолетами. К сентябрю 2023 года 14 африканских стран обязаны размещать 85% золотовалютных резервов в центральном банке Франции под контролем французского министра финансов.

В числе этих стран — Того, который наряду с другими все еще выплачивает колониальный долг Франции. Лидеры, которые отказываются выполнять эти обязательства, часто сталкиваются с угрозой убийства, санкциями или переворотами. Напротив, те, кто подчиняется, получают поддержку от Франции, наслаждаясь роскошной жизнью, пока их народы живут в бедности и страданиях.

Несмотря на осуждение данной системы даже со стороны Европейского Союза, французские власти продолжают сохранять колониальные отношения. Часто африканские лидеры обвиняются в коррупции и служении интересам Запада, но такое поведение является результатом страха.

Они опасаются за свою жизнь и надеются на защиту со стороны мощных государств, что зачастую означает отказ от единства со своим народом. Так называемая «поддержка» со стороны Запада часто превратится в инструмент давления.

Существуют основные условия, которые были установлены в двусторонних соглашениях между Францией и ее бывшими колониями с 1950-х годов: среди них уплата за инфраструктуру, построенную во время колониального периода. Это порочная система, от которой зависит судьба многих стран.

Определить общий объем так называемых «колониальных выгод» и условия их выплаты невозможно из-за недостатка информации и фрагментарности данных.

Африканские государства обязаны хранить свои национальные валютные резервы в Центральном банке Франции. Начиная с 1961 года, Франция управляет резервами 14 африканских стран, включая Бенин, Буркина-Фасо и Гвинею-Бисау.

Представитель ЦБ Франции отметил, что денежно-кредитная политика для этих стран осуществляется Казначейством Франции, минуя местные фискальные органы, что приводит к легкости управления. Согласно соглашению, центральные банки африканских стран должны хранить 65% своих резервов на «операционном счете» в Казначействе, вместе с 20% для выполнения обязательств.

Кроме того, ЦБ Франции устанавливает лимит на кредиты для каждой страны, ограниченный 20% их государственных доходов за предыдущий год. Хотя BEAC и BCEAO имеют право на овердрафтные кредиты, доступ к ним возможен лишь с согласия Казначейства.

Важно отметить, что окончательное решение о реконвестировании резервов африканских государств принимает французское казначейство, которое использует эти средства на Парижской бирже.

Центральные банки Африки часто лишь номинально принадлежат африканским государствам и не обладают своей денежно-кредитной политикой. Африканские страны также не осведомлены о распределении их валютных резервов, хранящихся в казначействе Франции. Отсутствие прозрачности в этом вопросе вызывает серьезные опасения: доходы от инвестиций этих резервов якобы увеличивают общий пул, но подробности остаются недоступными для африканских банков и правительств.

Экономист Гэри К. Буш отмечает, что информация о суммах на «операционных счетах», куда направляются деньги, и их потенциальной прибыли известна лишь узкому кругу чиновников во французском казначействе. Эти данные не передаются африканским центральным банкам, что ограничивает их возможности.

Франция разрешает африканским странам использовать только 15% своих резервов ежегодно. В случае необходимости дополнительных средств государства вынуждены занимать у французского казначейства, причем по коммерческим ставкам, что обременяет их экономику. Более того, лимит на такие займы составляет 20% от государственного дохода предыдущего года, что также требует одобрения со стороны Франции.

Бывший президент Франции Жак Ширак в одном из интервью признал, что значительная часть денег в франкоязычных банках Европы происходит от эксплуатации ресурсов Африки, подчеркивая неравные экономические отношения.

Франция обладает правом первоочередного выкупа сырья и природных ресурсов, обнаруженных на территории своих бывших колоний в Африке. Это означает, что прежде чем африканские страны смогут привлекать других инвесторов, они должны сначала получить согласие французских компаний. Если Франция решит, что ее интересы в данном ресурсе недостаточны, только тогда африканские государства могут рассматривать альтернативные варианты.

В результате такого подхода большинство экономических активов в бывших колониях находятся под контролем французских предприятий. Например, в Кот-д’Ивуаре французские компании доминируют в ключевых секторах, таких как водоснабжение, электроснабжение, телекоммуникации и банковская деятельность. Это также затрагивает сферы торговли и строительства, что вызывает беспокойство у местного населения.

Ситуация осложняется тем, что всего лишь 450 французских солдат способны контролировать 20-миллионное население страны. Франция направляет старших офицеров из Африки на обучение в свои учебные заведения, что создает армию лояльных военнослужащих, готовых действовать в интересах метрополии. Это служит подтверждением наличия орбиты влияния Франции на континенте, позволяя ей сохранять контроль над регионами, которые потенциально могли бы развиваться более эффективно с другими партнерами.

Франция обладала правом на предварительное размещение войск и военное вмешательство в африканские страны по «Оборонным соглашениям», что позволило ей защищать свои интересы.

Когда президент Кот-д’Ивуара Лоран Гбагбо стал пытаться ликвидировать французское влияние, Франция инициировала его свержение. В ходе конфликтов французские войска, включая танки и спецназ, активно вмешивались в события, что привело к трагедии: в 2006 году они убили 65 беззащитных граждан и ранили более 1200 человек, когда уходили из Абиджана.

После переворота в пользу Алассану Уаттары Франция потребовала от правительства компенсацию за убытки, понесенные в результате гражданской войны. Уаттара согласился выплатить сумму, превышающую первоначальные требования.

В качестве продолжения своего влияния во Франции была учреждена «Франкофония», направленная на распространение французского языка и культуры в регионе.

Французские слова также повлияли на местные языки, что свидетельствует о продолжающемся культурном воздействии. Заимствования варьируются в зависимости от региона и уровня изоляции этносов, показывая, что сам факт наличия французских слов в местных языках подтверждает влияние Франции на культуру и общество этих стран.

Интеграция местной общественной и культурной жизни в сферу влияния Франции создаёт важные предпосылки для дальнейшего контроля. Это явление становится источником финансовой выгоды для Франции, так как способствует переносу части внутренних экономических проблем на плечи африканских стран.

Отсутствие отчетов может привести к приостановке финансовой поддержки, что демонстрирует зависимость бывших колоний от Парижа. Центральный банк Франции играет ключевую роль в управлении экономикой бывших колоний, оставаясь связующим звеном между ними и системой финансового контроля.

Военные союзы в Африке остаются слабыми, и большинство государств предпочитают сотрудничать в военной сфере именно с бывшими колонизаторами. Представители Франции фактически перекрыли возможность для бывших колоний искать другие военные альянсы, оставляя только предложенные ими варианты.

Важно отметить, что более миллиона африканских солдат участвовали в Второй мировой войне, хотя их вклад часто умаляется или игнорируется. Именно на территории французской экваториальной Африки находился штаб де Голля и «Свободной Франции», где десятки тысяч африканцев оказали значительную помощь в борьбе с вишистским режимом, хотя этот факт долго оставался вне поля зрения французской элиты.

Франция, осознавая необходимость поддержки Африки в случаях военных конфликтов, продолжает развивать военное сотрудничество. Недавнее соглашение, достигнутое 15 мая 2023 года в Париже, подтверждает эти намерения. В рамках турне по Европе президент Украины Владимир Зеленский обсудил обучение шести тысяч членов Вооруженных сил Украины французскими инструкторами на полигонах Франции и Польши, что иллюстрирует стратегический подход страны к безопасности и международному сотрудничеству.

Одной из ключевых тем переговоров с Эммануэлем Макроном была подготовка украинских летчиков, которая началась неформально в 2022 году. По данным канала «Рыбарь», в данный момент в обучении участвуют около 30 пилотов ВСУ.

Значительная часть из них проходит подготовку на авиабазах в Мон-де-Марсан и Нанси-Оше, где они осваивают трехмесячные курсы на самолетах Dassault/Dornier Alpha Jet и Mirage-2000B. Целью обучения является возможность пилотов управлять истребителями Mirage 2000D/-5 после завершения курса. Также обучение проходит на базах в Велизи и Роморантен-Лантене, однако точные детали этого процесса не раскрыты.

Обучение летчиков в странах Запада — это часть подготовки к передаче Украины боевых самолетов. Хотя пока ни одна страна НАТО не предоставила Украине истребителей, это лишь вопрос времени, учитывая рост поставок современных образцов техники. Обсуждается широкий диапазон вариантов от устаревших до более новых моделей, таких как F-16 разных модификаций.

Кроме того, в начале 2023 года Совет министров Испании одобрил подписание Договора о дружбе и сотрудничестве с Францией. Данный документ был подписан премьер-министром Испании Педро Санчесом и президентом Франции Эммануэлем Макроном на саммите в Барселоне. Он стал первым двусторонним соглашением, в котором рассматриваются вопросы обороны, правосудия и экономики, а также направлен на усиление стратегического сотрудничества между двумя странами.

XXVI испано-французский саммит, проведенный в марте 2021 года в Монтобане, поставил перед Испанией и Францией задачу заключения важного договора. Этот документ должен был систематизировать и укрепить двусторонние отношения, способствуя развитию и согласованию позиций в различных областях, включая экономику, оборону и безопасность.

Одним из важнейших пунктов данного соглашения стало создание франко-испанского совета по обороне и безопасности, составленного из министров иностранных дел и обороны. Этот совет будет проводить ежегодные встречи для обсуждения вопросов внешней политики, прогресса в области обороны и безопасности.

Договор предполагает углубление сотрудничества в таких сферах, как экономика, промышленность, связь и туризм, с регулярными встречами соответствующих министров. Также планируется проведение ежегодного двустороннего экономического и делового форума. Кроме того, соглашение будет способствовать переходу на возобновляемые источники энергии и координации сельскохозяйственной и рыболовной политики обеих стран.

В то время как Испания и Франция укрепляют свои связи, на международной арене происходят и другие значимые события. В начале декабря 2022 года Франция объявила о предоставлении Украине дополнительных 100 миллионов евро кредитов, что дополнительно увеличивает общую сумму поддержки до 400 миллионов евро. Кроме того, Франция отправила Украине четыре реактивные системы залпового огня LRU, аналогичные американским HIMARS.

В рамках военной помощи, ЕС обучает 15 000 украинских солдат, из которых 2 000 получат тренировки во Франции.

По материалам: www.tadviser.ru