Новая эпоха в российском спорте реформы и вызовы

Июл 2, 2025 / 17:15

В российском спорте наблюдается начало новой эпохи, связанной с реформированием системы управления. Профессор Сергей Алтухов из Института спортивного менеджмента ВШЮА НИУ ВШЭ отмечает, что текущие изменения представляют собой не просто корректировки в управлении, а создание новой государственной политики в области спорта.

В июне 2025 года ряд значимых событий в мировом и российском спорте подчеркнули эти метаморфозы. Традиционные подходы, где руководство наделялось правом определять направление развития, начинают устаревать. Теперь акцент смещается на более современное понимание управления, где мнение управления может пересматриваться.

Новая эпоха в российском спорте реформы и вызовы

Летний период 2025 года стал довольно насыщенным для спортивной политики после назначения Михаила Дегтярева на пост министра спорта. В этот период административные проблемы, связанные с кадрами, финансами, спортивными календарями и образовательными вопросами, получили новый импульс для решения.

Важным шагом стало укрупнение спортивных федераций и инициатива президента о создании Национального спортивного фонда для направления части прибыли букмекерских контор на развитие спорта. Кроме того, назначение Дегтярева президентом Олимпийского комитета России позволило ему получить международные полномочия, что открывает новые перспективы для отечественного спорта.

Лето 2025 года обещает быть интересным и насыщенным событиями, особенно в сфере спорта. Проблемы, возникшие в прошлом году, остаются актуальными и требуют нашего внимания.

Служба в флоте напоминает о важности анализа ситуации: команда «Осмотреться в отсеках!» требует от экипажа внимательности и контроля за состоянием окружения. Аналогичная ситуация наблюдается в управлении российским спортом, особенно перед заседанием Совета по развитию физической культуры и спорта, состоявшимся 17 октября 2024 года в Уфе.

На этом заседании поступило множество замечаний, подтверждающих, что, несмотря на наличие структуры управления спортом, субординация и эффективное руководство остаются под вопросом. Президент России затронул важные аспекты, включая будущее юных хоккеистов, что добавляет актуальности обсуждению.

Политический поворот в восстановлении позиций России на международной арене в спорте и олимпийском движении создает неопределенность и препятствия на пути к новым отношениям. Важно понять разницу между политикой и управлением, чтобы лучше осмыслить произошедшие изменения в историческом контексте.

В России и ранее в Советском Союзе термины «политика» и «власть Кремля» были тесно связаны, что особенно проявляется даже в таких сферах, как промышленная и культурная политика. Кремль подразумевался как центральная фигура во всех подобных вопросах.

Однако, сложности перевода терминов «государство», «правительство» и «политика» затрудняют понимание данных понятий за пределами России, что важно учитывать при подготовке публикаций на английском языке.

Спортивная политика России не занимает значимого места на международной арене и не имеет четкой системы развития, из-за чего отсутствует развитое академическое исследование в этой области. Тем не менее, спорт всегда был важен для властей, ведь достижения спортсменов служат основой для патриотических настроений, как показывает фраза философа Зигмунда Баумана о том, что спортивные соревнования — это последнее символическое средство для национальных государств.

Несмотря на выделение в государственных бюджетах около 500 миллиардов рублей ежегодно на развитие физической культуры и спорта, это не привело к созданию четкой отраслевой структуры или контроля за соблюдением законодательства в спортивной сфере. Место спорта в системе духовных ценностей, определяющих политические и экономические цели, по-прежнему остается неясным.

Современный спорт находит свое место пересечении с медициной, образованием, строительством, инновациями и другими сферами, несмотря на то, что не является самостоятельной отраслью de jure.

Как результат, каждый вид спорта имеет своих правообладателей, экономику и правовые нормы, а также сложившиеся рынки труда. Однако уровень контроля над этой системой ограничивается проверками Счетной палаты РФ.

Главным органом управления в этой области считается «Совет при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта», который принимает стратегические решения. Хотя в 1956 году в США был создан аналогичный «Президентский совет по спорту, фитнесу и здоровому питанию», подходы к развитию спортивной политики в этих странах различаются.

Проблемы, возникшие на международной арене, выявили недостатки в управлении российским спортом, когда существующая система оказалась неэффективной для решения конфликтных ситуаций. Это подтверждает потеря управляемости, о которой упоминали даже члены МОК, представляющие Россию.

В международной практике формирования спортивной политики изучается как часть управления и входит в учебные программы по спортивному менеджменту.

Управление спортом определяется как процесс осуществления власти в спортивных организациях, включая разработку политик, организационную миссию и соблюдение регулирующих требований. Данное управление осуществляется на политическом, системном и организационном уровнях.

Важнейшим аспектом здесь является соблюдение внутренней политики и внешних систем регулирования, что обеспечивает соответствие деятельности спортивных организаций установленным стандартам. Принцип управления, а не прямого контроля, на политическом уровне имеет особое значение.

В контексте развития спорта в России возникает необходимость реформирования системы управления, хотя официально никто не объявлял о спортивной реформе. Тем не менее, мы наблюдаем значительные изменения в модели управления, обусловленные общей стратегией.

Одним из ключевых документов стал комплексный план «Развитие физической культуры и спорта», который содержит важные направления для развития спортивной инфраструктуры и управления в стране.

Документ, о котором идет речь, не содержит временных показателей до 2030 года и представляет собой оперативные действия. Важно отметить слова вице-премьера Дмитрия Чернышенко, которые подчеркивают ключевую задачу — инвентаризацию спортивной инфраструктуры.

Чернышенко акцентирует внимание на необходимости получения полной информации для принятия эффективных решений, особенно касающихся внебюджетных средств, в чем будут задействованы Министерство спорта и российский спортивный фонд.

Кроме того, вице-премьер упоминает о важности действий нового президента Международного олимпийского комитета (МОК), который столкнется с серьезным давлением, но на которого возлагаются надежды на положительные изменения.

В этом контексте также подчеркивается необходимость оценки вклада каждого региона в развитие спорта и обмена лучшими практиками по стране.

Новая стратегия или программа требует создания структуры для реализации поставленных задач. В связи с этим кадровые изменения и пересмотр статуса подведомственных организаций выглядят оправданными.

Так, Центр спортивной подготовки сборных команд России, который должен был обеспечить подготовку в спорте высших достижений, за последние три года не смог функционировать на соответствующем уровне.

В современных условиях спортивной среды, российская Централизованная служба поддержки (ЦСП) столкнулась с серьезными проблемами. Основная задача ЦСП — поддержка спортсменов — была нарушена из-за массового отстранения российских атлетов от международных соревнований.

В результате колоссальные бюджетные средства, выделенные на поддержку спортсменов, остаются неосвоенными. Заместитель председателя Счетной палаты Галина Изотова отметила, что в 2024 году исполнение бюджета по доходам составило 5,4 млрд рублей, что превышает прогноз на 149%. Эта ситуация возникла благодаря остаткам субсидий, накопленным в 2023 году, что указывает на ненормальное состояние дел.

Для решения текущих задач государственной программы возможно потребуется пересмотреть бизнес-модель и схемы финансирования подготовки спортсменов. Также необходимо найти баланс в управлении хоккеем, чтобы восстановить позиции в международном календаре.

Отставка главного тренера хоккейного клуба СКА и его переход на новую должность стали заметным событием в спортивной сфере, но не несут революционных изменений. Это лишь подтверждает принцип, известный как «Принцип Питера», согласно которому сотрудники продвигаются по службе до уровня своей некомпетентности. Таким образом, успешный работник может оказаться на позиции, где не сможет справиться с новыми обязанностями, что подчеркивает сложность обеспечения постоянной компетентности.

По материалам: www.forbes.ru