Необходимость обновления закона о языках России

Апр 25, 2025 / 17:38

Современный закон, принятый Верховным Советом РСФСР в октябре 1991 года, стал одним из самых долгоживущих в правовой системе Российской Федерации.

Многие специалисты отмечают, что его основные положения хорошо зарекомендовали себя и продолжают действовать как эффективные механизмы для обеспечения прав и свобод многонационального народа.

Необходимость обновления закона о языках России

Тем не менее, тридцать лет — это значительный период, и президент подчеркнул необходимость радикальной переработки закона, учитывающей современные реалии и новые возможности.

Основная задача нового законопроекта — сохранить и развить как русский язык, так и языки всех народов России, внедрив более эффективные механизмы и ресурсы.

Важные элементы законопроекта должны включать положения, направленные на защиту русского языка как языка государства и межнационального общения, а также на поддержку языков народов страны, что будет способствовать консолидации общества.

Ключевым моментом является улучшение существующих норм, но проект, предложенный для обсуждения, вызывает сомнения в своей целесообразности и глубине проработки.

В действующем законодательстве Российской Федерации о языках прописаны основные принципы, касающиеся правового регулирования языков народов регионов. Однако проект нового закона исключает эти важные положения, что может негативно сказаться на языковом разнообразии страны. Например, в действующем законе указано, что нормативные акты о языках включают не только текущий закон, но и акты субъектов РФ. Однако данное предложение в новом проекте не учитывает.

В проекте вводится норма, подчеркивающая особую роль русского языка как родного для всех граждан России. Это противоречит конституционному праву каждого жителя на использование родного языка, а также на свободный выбор языка общения, образования и творчества.

Согласно поручению президента, в законопроект должна быть добавлена статья о правовом статусе языков народов России. Однако ее содержание вызывает сомнения в соответствии с изначальной концепцией. Предполагается, что новый закон должен регулировать отношения только в части языков народов, в то время как он в значительной мере дублирует и переосмысляет положение закона «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005 года.

Кроме того, действующий закон четко указывает, что его положения касаются только официальной сферы общения. Он не устанавливает норм для неформальных взаимоотношений и деятельности общественных или религиозных объединений, что также подчеркивает необходимость сохранения языкового многообразия в частной жизни граждан.

Новый законопроект о языках народов России предполагает иное регулирование их использования, основываясь на правовом статусе, который не ясен для большинства языков, кроме русского, имеющего статус государственного. Это создает правовую неопределенность, поскольку отсутствие четких регламентов вызывает спорные ситуации.

В отличие от действующего закона «О языках народов Российской Федерации», который устанавливает порядок использования языков в обслуживании и коммерции, новый документ не определяет полномочия на федеральном и региональном уровнях.

Например, в Республике Саха (Якутия) действуют законы, согласно которым вывески должны быть на двух государственных языках, а также языках коренных народов в местах их компактного проживания. Несмотря на очевидность таких правил, их законность подвергается сомнению из-за расплывчатых формулировок нового проекта закона.

Он лишь подразумевает, что субъекты Федерации могут разрабатывать программы по поддержке языков, но это не является достаточной гарантией их статуса. Таким образом, правовой статус языков народов России остается неясным, что может привести к дополнительным юридическим конфликтам.

Неопределенность терминологии и статус языков в России создают риск нарушения конституционных прав человека.

В проекте нового закона отсутствуют важные положения о равноправии народов и защите их языков, которые были закреплены в действующем законодательстве. Это касается и прав граждан, независимо от знания языков, а также защиты языков коренных народов.

Также неясны аспекты применения государственных языков республик в официальном делопроизводстве, правосудии и других сферах.

Некоторые термины, введенные в законопроекте, такие как «языковое единство» и «необходимые случаи», имеют неопределенные значения и могут усложнить правоприменение.

В целом, законопроект создает дополнительные сложности и неясности в области языкового права, что может негативно сказаться на практике.

По материалам: rg.ru