Европейский парламент проявляет серьезную обеспокоенность по поводу российского «теневого флота», который занимается транспортировкой нефти в обход международных санкций.
Евродепутаты отмечают, что эти суда могут угрожать не только экологии, но и представляют собой инструмент гибридной войны России против Европы.
В рамках дебатов, проходивших 21 января, обсуждались действия «теневого флота» в контексте нынешней ситуации в Балтийском море и их потенциальное воздействие на критическую подводную инфраструктуру.
Депутаты призвали Еврокомиссию к введению новых санкций и увеличению присутствия НАТО в данном регионе, что подчеркивает растущий уровень тревоги.
Это не первый случай, когда «теневой флот» России становится темой обсуждения; в ноябре прошлого года уже принимались резолюции по борьбе с этой проблемой.
В качестве повода для настоящих дебатов послужил инцидент, произошедший в конце декабря 2024 года, когда финские власти задержали танкер Eagle S, следовавший из Санкт-Петербурга в Египет.
Было возбуждено расследование по его предполагаемой связи с повреждением подводного электрокабеля, соединяющего Финляндию и Эстонию.
Исполнительный вице-председатель Еврокомиссии Хенна Вирккунен отметила, что подобные события имеют серьезные последствия как для стран Балтийского региона, так и для всего Евросоюза, подчеркивая важность мониторинга гибридных угроз.
По словам Вирккунен, Еврокомиссия нацелена на привлечение к ответственности всех, кто причастен к актам диверсий.
В декабре Совет Евросоюза утвердил 15-й пакет санкций против России, который включает ограничения на суда «теневого флота». В результате в санкционные списки ЕС внесено 71 судно, которым запрещен доступ в европейские порты.
Тем не менее, «теневой флот» России насчитывает от 700 до 1400 танкеров.
Повреждение морских кабелей на дне Балтийского моря является одним из многих сигналов угрозы, исходящих от России, убежден немецкий евродепутат Михаэль Галлер. Он добавил, что Путин хотел бы продемонстрировать свои возможности и проверить уязвимость Европы.
Швеция, по словам шведского евродепутата Элен Фритзон, особенно уязвима, так как значительная часть российского экспорта нефти проходит через ее воды, что создает серьезные экологические риски и угрожает безопасности инфраструктуры страны.
Фритзон указала на то, что это является ярким примером того, как Россия обходит международные санкции.
Ее слова поддерживают коллеги из Балтийского региона, среди которых датчанин Андерс Вистисен, который критически настроен к способности ЕС контролировать и защищать интересы в Балтийском море.
В текущей ситуации Европа сталкивается с необходимостью разработки более эффективных мер по обеспечению безопасности и противодействию угрозам со стороны России.
Недавние призывы к укреплению морской обороны среди стран НАТО в Балтийском регионе стали центром внимания. Политик Вистисен настоятельно призвал европейские государства объединиться для создания более эффективной морской защиты.
Он также раскритиковал Данию за ее неспособность ввести санкции против так называемого «теневого флота» России, который активно участвует в военных действиях против Украины, экспортируя российские углеводороды. Эти суда подозреваются в актах диверсий, что вызывает серьезные опасения у европейских политиков.
В связи с этим, несмотря на многочисленные инциденты повреждения инфраструктуры в Балтийском море, часть европейских чиновников считает, что это событие не связано с гибридной войной России, что вызвало возмущение у эстонского евродепутата Урмаса Паэта. Он подчеркнул, что действия России ставят под угрозу не только безопасность в Балтийском море, но и в других водах, таких как Северное и Средиземное моря, а также Атлантика. Политик призвал к совместным усилиям против этой угрозы.
Однако в группе «зеленых» сомневаются в сообщениях о возможной случайности повреждений подводных кабелей в Балтийском море. Финский евродепутат Вилле Ниинистё назвал эти выводы нелепыми и подчеркнул необходимость остановки «теневого флота» России из-за значительных экологических угроз, связанных с его деятельностью. Он призвал Еврокомиссию включить все суда этого флота в санкционные списки.
Вместе с тем, еврочиновники положительно оценили недавний неформальный саммит НАТО, который прошел в Хельсинки, на котором была запущена операция Baltic Sentry. Это стало важным шагом для охраны акватории Балтийского моря.
Литовский депутат Раса Юкнявичене отметила, что действия НАТО важны для обеспечения общей безопасности, несмотря на попытки России действовать так, чтобы не спровоцировать ответные меры со стороны Альянса. Она призвала европейские институты разработать эффективные инструменты противодействия диверсиям, чтобы не допустить создания атмосферы хаоса и страха в обществе.