Дональд Трамп о международных конфликтах и ситуации на Украине

Апр 21, 2025 / 14:15

Новоизбранный президент США Дональд Трамп заявил о намерении прекратить два международных конфликта и более эффективно сдерживать противников. В своей предвыборной кампании Трамп акцентировал внимание на необходимости завершения конфликта на Украине, критикуя украинское руководство и администрацию Джо Байдена.

Он убежден, что Киеву следует было пойти на уступки Москве ещё до начала полномасштабных боевых действий, утверждая, что сейчас любая сделка была бы лучше текущей ситуации. На дебатах с Камалой Харрис он подчеркнул, что, если будет переизбран, то организует переговоры между президентами России и Украины, ссылаясь на свои хорошие отношения с обоими.

Дональд Трамп о международных конфликтах и ситуации на Украине

Трамп заявлял: «Этой войны никогда бы не было, если бы не текущая ситуация». Он опасался, что продолжение конфликта может привести к третьей мировой войне.

Несмотря на критику в свой адрес за мягкий подход к России, Трамп напомнил, что стал первым американским президентом, который одобрил поставки летального оружия Украине, включая противотанковые комплексы Javelin в 2017 году. Он также подчеркнул свои попытки сдержать Владимира Путина, утверждая, что сделал ему жесткое предупреждение о последствиях агрессии против Украины.

Эта позиция указывает на сложный подход Трампа в вопросах международной политики, балансирование между принципами сдерживания и стремлением к переговорам.

Дональд Трамп в своих заявлениях подчеркивает, что ему не нравится необходимость действовать определенным образом, однако он считает, что альтернатив нет. В апреле 2022 года он заявил о том, что боевые действия бессмысленны и необходимо добиться прекращения огня, подчеркивая необходимость мирного решения конфликта.

С начала 2023 года он активно говорит о возможном мирном плане и утверждает, что если бы снова был президентом, то смог бы окончить войну всего за 24 часа. Хотя конкретные детали его плана остаются неясными, он допускает, что Украине придется сделать территориальные уступки России. Эта же позиция была озвучена его соратником, кандидатом в вице-президенты Джей Ди Вэнсом, который за полтора месяца до выборов отмечал, что обсуждаться должны все варианты урегулирования, включая территориальные компромиссы.

В сентябре 2023 года Владимир Зеленский посетил США и встретился с Трампом. Эта встреча вызвала вопросы, так как Трамп ранее высказался критически о Зеленском, заявив, что тот совершает «грязные маленькие выпады» в его адрес. В частности, это могло быть связано с интервью Зеленского журналу «The New Yorker», в котором он отметил, что Трамп не понимает, как остановить войну. Несмотря на это, встреча состоялась.

Зеленский поздравил Трампа с переизбранием на промежуточных выборах 6 ноября и выразил надежду, что подход Трампа к «миру через силу» поможет приблизить справедливый мир для Украины.

Кремль выразил ожидания от Вашингтона в виде конкретных предложений по урегулированию конфликта. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что США играют активную роль в эскалации ситуации, подбрасывая «керосин» в огонь конфликта.

По его словам, если США желают изменить курс своей внешней политики, это станет очевидным после января. Эксперты РБК указали на неопределенность в позициях Трампа относительно Украины и подчеркнули, что предвыборные обещания не всегда соответствуют действиям новой администрации.

Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Батюк отметил, что среди республиканцев растет недовольство финансированием Украины, которое они считают неэффективным для укрепления американских позиций. Обсуждение возможных поставок оружия на Украину также не вызывает большой поддержки.

Это, по мнению Батюка, может подтолкнуть Вашингтон к поиску компромисса, особенно если в результате анализа ситуации на поле боя определится, что продолжение конфликта не имеет перспектив.

Заместитель директора по научной работе ИМЭМО РАН Виктория Журавлева добавила, что роль Трампа не является единственной, и завершение конфликта потребует больше усилий с его стороны.

Проблемы с поддержкой Украины могут значительно усложниться, считает эксперт. По её словам, если Республика не сможет оказать помощь, это приведет к сокращению срока, на который способна продержаться украинская армия, так как Европейские страны не смогут справиться с этой задачей самостоятельно. Это, в свою очередь, может создать предпосылки для временной деэскалации конфликта.

Новоизбранный президент США также высказался о конфликте между Израилем и ХАМАС, утверждая, что если бы он был у власти, подобных событий, как 7 октября, не произошло бы. Он акцентировал внимание на важности мира на Ближнем Востоке, подразумевая, что это является ключевым аспектом его будущей деятельности. Республиканец выразил намерение продолжать курс на подписание «Авраамовых соглашений», которые ранее подписали несколько стран с Израилем. Однако, процесс подписания нового соглашения со Саудовской Аравией был приостановлен из-за текущего конфликта в Газе.

В контексте этих событий Трамп в ходе встречи с израильским премьером Биньямином Нетаньяху в Мар-а-Лаго заявил о своей надежде на скорейшее завершение конфликта в секторе Газа. Хотя Трамп не выдвигал ультиматумов, он не исключает возможность поддержки ограниченной активности израильских сил в Газе после официального прекращения войны Израилем. По информации источников, Нетаньяху не комментировал данное предложение.

6 ноября израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху приветствовал переизбрание Дональда Трампа, охарактеризовав его как «величайшее возвращение в истории». Он отметил, что это событие символизирует новое начало для Америки и укрепляет союз между Израилем и США, представляя собой значительную победу.

Эксперты, опрошенные РБК, отмечают, что при Трампе США будут более активно поддерживать Израиль и усиливать давление на Иран. По словам аналитика Журавлевой, республиканцы не поддерживают Палестину, рассматривая палестинцев как террористов, и усиливают военную помощь Израилю, что включает более жесткие санкции против Ирана, даже до уровня военных угроз.

Эксперт Батюк подчеркивает, что отличия в позиции Трампа и Байдена очень значительны. Будущая администрация будет заметно более произраильской, в отличие от администрации Байдена, которая стремилась заручиться поддержкой левых и мусульманских меньшинств, выступающих за Палестину, из-за электоральных факторов.

Людмила Самарская из Центра ближневосточных исследований ИМЭМО РАН подчеркивает, что любые предложения Трампа об изменениях от Израиля могут вызвать неопределенность в реакции Палестины. Напомним, что план «Мир во имя процветания», предполагающий взаимное признание Палестины и Израиля, уже был согласован во время предыдущего срока Трампа.

Трамп, несмотря на противоречивые мнения, был принят в Израиле, однако его возвращение не поддержала Палестина, что создает неопределенность в прогнозах относительно политических последствий.

Первый президентский срок Трампа стал настоящим испытанием для трансатлантических отношений. Он не раз критиковал европейские страны за недостаточные военные расходы, ссылаясь на установленный на саммите НАТО в Уэльсе порог в 2% от ВВП. Трамп даже угрожал прекратить защиту европейских государств в случае конфликта НАТО с Россией.

В мае этого года The Telegraph упомянула, что в случае переизбрания Трамп мог бы потребовать увеличения этого порога до 3% ВВП. На фоне предстоящих выборов в США многие европейские лидеры с тревогой готовились к возможному возвращению Трампа.

Еврокомиссия и несколько стран ЕС начали обсуждение создания рабочей группы для разработки стратегий ответа на потенциальные действия нового президента и инициатив, которые бы уменьшили зависимость Европы от американской военной поддержки. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен акцентировала внимание на важности усиления автономии Европы независимо от исхода выборов.

6 ноября стало известно о планах экстренной встречи лидеров ЕС в Будапеште, чтобы обсудить дальнейшие шаги после предполагаемой победы Трампа. Генеральный секретарь НАТО поздравил его с победой, выразив надежду на плодотворное сотрудничество в укреплении безопасности альянса.

Президент Франции Эмманюэль Макрон после разговора с канцлером Германии Олафом Шольцем о результатах выборов в США заявил о намерении работать над созданием более единой и сильной Европы.

При этом премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, который ранее поддерживал Трампа в предвыборной кампании, эмоционально поздравил его с победой, отметив, что она может привести к миру.

По мнению Андрея Кортунова, руководителя Российского совета по международным делам, при Трампе отношения между США и ЕС станут более сложными, поскольку он всегда был критически настроен к многосторонним механизмам, таким как НАТО. Однако, несмотря на это, существует институциональный или "глубинный" уровень, способный ограничить радикальные изменения в американо-европейских отношениях.

Кортунов подчеркивает, что дальнейшее взаимодействие между США и европейскими странами будет происходить в основном на двустороннем уровне, поскольку Европа сейчас неоднородна.

Аналитики Европейского совета по внешней политике подметили, что при смене президента в США европейские лидеры стремятся установить личные связи с новым главой Белого дома. Однако они считают такой подход ошибочным, так как он ослабляет коллективные позиции Европы.

Эксперты призывают Брюссель к выработке более стабильной стратегии взаимодействия с Вашингтоном, способной выдерживать изменения в американском руководстве.

Согласно оценкам Центра европейской политики (ECFR), европейцам в будущем придется столкнуться с «более корыстной Америкой», поскольку текущие тренды в американской внешней политике сохранятся.

Конфликт на Украине представляет собой большую угрозу для европейских интересов, чем для американских. Таким образом, потенциальные мирные соглашения, достигнутые Вашингтоном, могут игнорировать негативные последствия для безопасности Европы.

Возвращение Дональда Трампа в Белый дом также может негативно отразиться на трансатлантическом экономическом сотрудничестве. В конце октября Трамп заявил о планах ввода пошлин до 20% для Европы и 60% для Китая в случае своей победы.

Даже во времена администрации Джо Байдена отношения между США и ЕС испытывали напряжение, что стало ярким проявлением в виде закона о снижении инфляции (Inflation Reduction Act, IRA), который предоставляет налоговые льготы на электромобили, произведенные в США. Этот закон подвергся острой критике в Европе, особенно во Франции и Германии, где Макрон акцентировал, что IRA противоречит нормам Всемирной торговой организации (ВТО).

Эксперт Владимир Батюк предупредил, что возможное сотрудничество между Вашингтоном и Брюсселем при второй администрации Трампа сильно зависело бы от ряда факторов. Он также предположил, что Трамп может продолжить курс Байдена на экономическое давление на Европу, что будет отвечать интересам США.

Важно отметить, что конфронтационные отношения между Вашингтоном и Пекином начали формироваться во время первого президентского срока Трампа, что также может сказаться на динамике международной политики в будущем.

Торговая война между США и Китаем началась в 2018 году с увеличения взаимных пошлин и продолжилась при администрации Байдена, который обозначил отношения с Китаем как «соперничество» после первого видеосаммита с Си Цзиньпином.

В октябре 2022 года в новой Стратегии национальной безопасности США Китай, наряду с Россией, признан одной из главных угроз. Документ сообщает, что Вашингтон вступает в «решающее десятилетие» противостояния с Пекином.

Эксперт Василий Кашин из Центра комплексных европейских и международных исследований указал на наличие межпартийного консенсуса в США в отношении жесткого сдерживания Китая, как в экономической, так и в военно-политической сферах.

Различия между администрациями заключаются в том, что демократы лучше налаживают связи с европейскими союзниками, что важно для эффективного сдерживания Китая, в то время как предыдущая администрация Трампа была более склонна к резкому введению новых тарифов.

Китай занимает третье место среди торговых партнеров США, после Мексики и Канады, составляя 11,9% общего объема внешней торговли в сентябре.

По мнению эксперта Василия Кашина, последние четыре года США и Китай все больше углубляются в торговую войну. Вашингтон ввел жесткие ограничения на экспорт микрочипов и оборудования для электроники в Китай, а также запретительные тарифы на китайские электромобили.

Кашин отмечает, что при президенте Трампе тенденции могут лишь усугубиться из-за его склонности к резким и непредсказуемым действиям, включая увеличение тарифов и введение новых санкций. В недавнем интервью Трамп утверждал, что сможет «разъединить» Россию и Китай, которые, по его словам, «поженились» из-за текущей политики администрации Байдена. Он также отметил, что этот альянс включает Иран и Северную Корею.

Согласно Кашину, индивидуальные взгляды на сотрудничество России и Китая стали проявляться еще во время второго срока Барака Обамы. Однако Вашингтон не может существенно изменить свою стратегию в отношениях с Пекином, так как основной целью американской политики остается сдерживание Китая.

Эксперт добавляет, что Россия не является соперником США в глобальной борьбе за лидерство, но для улучшения отношений с ней США придется пересмотреть свои позиции в Европе и на постсоветском пространстве за последние тридцать лет.

Кашин считает, что попытки завершить украинский кризис и стабилизировать российско-американские отношения возможны, но это будет делаться с целью перераспределения ресурсов для сдерживания Китая. Он не ожидает скорого разрыва между Москвой и Пекином.

Что касается Тайваня, Трамп в интервью Bloomberg подчеркивал, что остров должен оплачивать свою оборону США, указывая на его доминирование в бизнесе микрочипов. В настоящее время у Тайваня имеется портфель поставок оружия из США на сумму около 19 миллиардов долларов, включая одобрение продажи ракет и беспилотников на сумму 360 миллионов долларов.

Андрей Кортунов, другой эксперт, указывает на отсутствие у Трампа желания начинать войну с Китаем в ходе его первого президентского срока, добавляя, что вероятность серьезных конфликтов маловероятна, если не произойдут неожиданные события.

Таким образом, многие аспекты международной политики США остаются под влиянием стратегий сдерживания и перераспределения ресурсов.

По материалам: www.rbc.ru