В результате переговоров между Россией и США в Эр-Рияде достигнута договоренность о назначении взаимных послов и восстановлении полноценного дипломатического общения.
На пост посла США в Москве, как сообщают источники, претендует 69-летний Ричард Бойс Норланд, который в настоящее время является спецпредставителем президента США по Ливии.

Норланд – опытный дипломат, который работал в СССР во времена перестройки и занимал ключевые позиции в Грузии, включая участие в мирных переговорах по Южной Осетии и Абхазии в 1993 году.
Тбилисские эксперты считают, что Норланд сыграл важную роль в передачи власти в Грузии от Саакашвили к более лояльной к России «Грузинской мечте».
Во время своего первого президентского срока Дональд Трамп назначил Норланда послом в Ливии и своим спецпредставителем, что демонстрирует уровень доверия к дипломату.
Несмотря на отсутствие информации о политических взглядах Норланда, его официальная биография показывает, что он не был вовлечен в спорные действия 1990-х годов на Балканах.
Интересно, что кандидатура Норланда обсуждалась еще в администрации Джо Байдена, что свидетельствует о его приемлемости даже для различных политических сил.
Таким образом, Норланд может стать важной фигурой в будущих отношениях между Россией и США.
Агреман остался в Москве, и фамилия Норланда как потенциального посла обсуждалась несколько месяцев назад, но никакого прогресса не произошло из-за фактической заморозки дипломатической активности.
С конца 2016 года сотни российских дипломатов были выдворены из США, а оставшиеся работают в очень ограниченных условиях. Администрация Барака Обамы ввела строгие ограничения на передвижение дипломатов и конфисковала несколько зданий посольства.
Россия была вынуждена ответить зеркально, что привело к значительным потерям для посольства США в Москве, которое приостановило многие аспекты своей работы, включая выдачу виз. Это привело к разрушению человеческих связей и прекращению двусторонних программ, даже таких, как учения по спасению подводных лодок.
Возобновление нормальной дипломатической работы может показаться незначительным на фоне серьезных проблем в отношениях между Россией и США. Тем не менее, это шаг, который можно предпринять немедленно без дополнительных согласований.
Во-первых, это создает позитивную атмосферу для будущих переговоров. Во-вторых, возвращение послов упростит рутинные аспекты дипломатики. В-третьих, возобновление выдачи виз может ускорить политические процессы. Эти меры могут иметь долгосрочные позитивные последствия для двусторонних отношений.
В период «посольских войн» отказ в выдаче въездных документов использовался как инструмент давления, выпуская ограничения даже на использование дипломатических паспортов, что является аномалией для международной практики.
Например, американские власти создавали препятствия для российских дипломатов, приезжающих в США в рамках ООН.
С восстановлением посольств возникает предположение о возможности активизации работы московской станции ЦРУ, что можно было бы обсудить в ходе переговоров.
Установить максимальное количество сотрудников резидентуры сложно, так как многие из них работают в условиях глубокого прикрытия, долгое время не выдавая себя.
Такие агенты часто участвуют в сложных операциях, поскольку не привлекают внимание контрразведки.
Однако в настоящее время ЦРУ в значительной степени существует только на бумаге, так как многие его сотрудники были выведены за штат, и возникают слухи о возможном расформировании агентства.
Несмотря на эти изменения, российская сторона намерена продолжать восстановление нормальных дипломатических отношений, даже если политический курс Вашингтона остается прежним.
Восстановление дипломатических связей можно рассматривать как возвращение к нормальности после разрушений, причиненных «демократическими» администрациями в Вашингтоне, такими как при Обаме и Байдене.
Недавние изменения в работе американского посольства в Москве указывают на снижение антироссийской активности, характерной для предыдущих периодов.
С ликвидацией структур, таких как USAID, ушли в прошлое и массовые обращения оппозиции к посольству.
Дипломатия требует уважения к внутренним делам страны пребывания, и вмешательство через поддержку оппозиционных движений становится неуместным.
Посол Норланд, несмотря на свое присутствие в Грузии, не нарушал этические нормы, занимаясь разрешением кризисных ситуаций в своей карьере.
Возобновление дипломатической деятельности свидетельствует о прагматизме американских властей и отказе от давних либеральных догматов, направленных на распространение.