В понедельник прошло два экономических совещания, посвященных борьбе с инфляцией, под руководством президента и премьера.
На первом совещании, проведенном Владимиром Путиным, обсуждалась необходимость тщательной оценки бюджетных льгот, в частности, субсидий по кредитам, и их влияние на рост предложения и цен.
Минфин предложил ограничить количество субсидий, что вызвало споры о том, какие проекты должны быть исключены из нового порядка.
Второе совещание, организованное Михаилом Мишустиным, касалось деталей инфляции в различных отраслях, акцентируя внимание на том, чтобы исключения не приводили к существенному росту цен.
Состоявшиеся встречи подчеркивают важность синхронизации мер поддержки экономики с денежно-кредитной политикой.
Увеличение бюджетного импульса рассматривается как фактор, способствующий инфляции, что требует более жесткой денежно-кредитной политики банка.
Спрос на субсидируемые кредиты остается высоким, несмотря на высокую ключевую ставку, что лишь усугубляет инфляционное давление.
Объем таких кредитов достигает примерно 16% банковского кредитного портфеля, что составляет 17 трлн рублей.
Общая задолженность по кредитам в России составляет 17 триллионов рублей, из которых 10 триллионов приходится на ипотеку, а 7 триллионов — на бизнес.
Вопросы кредитной политики были обсуждены на совещании у президента Владимира Путина. Он подчеркнул необходимость жестких мер для сдерживания инфляции и призвал адаптировать льготные кредитные программы, нацелив их на технологический суверенитет и развитие экономики предложения.
Президент также отметил важность анализа распределения рисков между банками, заемщиками и федеральным бюджетом в контексте роста ключевой ставки.
Кроме того, предложено связывать льготные кредиты с выходом компаний на биржу, что актуально для крупных предприятий.
Кремль ожидает от правительства сбалансированного управления кредитным портфелем компаний с госучастием, учитывая их роль в корпоративном кредитовании и растущую долговую нагрузку.
Путин акцентировал внимание на необходимости разумного подхода к требованиям к инвестиционным программам, которые могут стать драйверами для различных секторов экономики.
Ранее Минфин предложил ограничить бюджетные субсидии по льготным кредитам, установив потолок в 5 процентных пунктов. Этот проект постановления правительства должен помочь в решении текущих экономических задач.
Планы по ограничению бюджетных рисков, высказанные в связи с введением новых обязательств, вызвали общественные обсуждения о том, какие отрасли экономики могут получить исключения.
Глава Минэкономики Максим Решетников подчеркнул важность осторожного подхода, предлагая более мягкие меры. Вместо точного ограничения ставок, он предложил компенсировать 50% ключевой ставки по кредитам для финансирования оборотных средств и переход к предоставлению капитальных грантов, зависящих от объема инвестиций, вместо прямого субсидирования инвестиционных кредитов.
На недавнем совещании у премьер-министра Михаила Мишустина обсуждались меры против инфляции в более конкретном контексте. Премьер заметил, что ранее были приняты меры по балансировке спроса и предложения в различных отраслях, такие как квотирование экспорта минеральных удобрений и компенсация потерь производителей техники.
Также организован мониторинг цен на ключевые товары, включая удобрения, стройматериалы и металлопродукцию.
Мишустин также анонсировал возможное добавление упаковочных материалов в перечень контролируемых товаров, поскольку их стоимость значительно влияет на цены конечных изделий.
От отраслевых ведомств требуется внимательно следить за балансом спроса и предложения на потребительские и промышленные товары, чтобы гарантировать стабильность цен и предотвратить необоснованные повышения.
Результаты мониторинга могут оказать влияние на постановления о внедрении исключений для ограничений, выдвинутых Министерством финансов, а также помогут в оценке эффективности программ после их корректировки.
В своем заявлении премьер-министр подчеркнул важность жесткой борьбы с ценовыми злоупотреблениями, включая возможность привлечения Федеральной антимонопольной службы и Генеральной прокуратуры в особых случаях.