Прошедшая неделя прошла под знаком двух значительных скандалов, вызванных высказываниями высших европейских чиновников. Президент Франции Эммануэль Макрон заявил о возможной отправке войск НАТО на Украину, что вызвало панику не только внутри страны, но и за ее пределами.
В свою очередь, канцлер Германии Олаф Шольц раскрыл информацию о присутствии британских военных в районе конфликта, по сути разоблачив союзника. Вместе с этим по западным СМИ начала распространяться информация о кризисе в отношениях между Францией и Германией.
Журналисты газеты «Известия» обсудили причины и последствия этих заявлений. 27 февраля на брифинге после конференции по поддержке Украины в Париже, президент Макрон заявил, что безопасности и стабильности в Европе необходимо, чтобы Россия потерпела поражение. Он также отметил, что возможность отправки войск на Украину обсуждалась лидерами западных стран, но консенсуса пока не достигну...которые предложили определенные условия для отправки своих военных, остальные, включая США, заявили, что их военнослужащие не будут участвовать в боевых действиях на Украине. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг также подтвердил отсутствие планов отправки войск.
В Париже возникли беспокойство и беспокойство. Лидеры всех оппозиционных партий, независимо от политической принадлежности, требовали опровержения слов президента. В более широком контексте такие высказывания вызвали волну обсуждений и разногласий как внутри отдельных стран, так и на международном уровне.
Эта ситуация подчеркивает нарастающие напряженные отношения между ведущими мировыми державами и ставит под вопрос будущее европейской безопасности. Следует ожидать дальнейшего развития событий и новых публичных заявлений в ближайшем будущем.
Однако когда глава правительства, близкий друг Макрона, Габриэль Атталь, подтвердил высказывание о России как непосредственной угрозе, высказывания его подчиненных из Минобороны и МИД Франции были гораздо более осторожными. Позже Макрон назвал каждое из своих слов взвешенным, хотя общая тональность комментариев из Парижа после реакции Кремля стала более гипотетической.
Министр иностранных дел Франции, Стефан Сежурне, закрыл обсуждение, заявив, что Франция не направит войска на Украину и французы не будут умирать за Киев. Президент Франции, Эммануэль Макрон, выступая на пресс-конференции после конференции по поддержке Украины в Париже, подвергся различным интерпретациям со стороны экспертов и журналистов по всему миру.
В России предположили, что Макрон формализовал тему возможного вступления НАТО в украинский кризис, сделав ранее табуированную тему обсуждаемой. Во Франции реплику Макрона оценили как новое проявление его тенденции к широким жестам и «историческим заявлениям». На Западе начали говорить о возможной отправке войск на Украину, обеспокоены ростом напряженности между Россией и Украиной.
Макрон призвал к сопротивлению против победы России. Издание Politico, входящее в систему евроатлантических элит, отметило, что высказывания главы Франции свидетельствуют о недостаточном понимании позиции его коллег и общественности Европы.
Журналисты ссылаясь на результаты опросов отмечают, что жители стран Европейского союза не выражают желания вступать в конфликт с Россией.
Во Франции политические амбиции президента Макрона стали предметом насмешек со стороны его оппонентов.
По мнению Павла Тимофеева из ИМЭМО им. Е.М. Примакова, противники Макрона регулярно критикуют его за несоответствие амбиций возможностям.
Очевидно, что Франция в настоящее время не обладает достаточным экономическим потенциалом, чтобы возглавить Евросоюз и справиться с внешними вызовами.
По словам собеседника в газете «Известия», франко-немецкие разногласия обычно не выносятся на публичное обсуждение, поэтому публикация Politico о них свидетельствует о серьезных проблемах во дворе двусторонних отношений.
В то же время, если прежде Франция немного отставала от Германии в стремлении к политическому лидерству в Европе, то сейчас наблюдается попытка Макрона заявить о своих амбициях, несмотря на препятствия.
Предложение Макрона, сделанное на конференции, было немедленно отвергнуто Германией, как сообщает Bloomberg.
Канцлер Германии Олаф Шольц был встречен президентом Франции в Париже на конференции по поддержке Украины, однако последующие комментарии обнаружили глубокий разногласия между двумя лидерами.
Заявление президента Франции Эмманюэля Макрона в Германии было воспринято как политическое позерство. Согласно высказываниям помощников канцлера, о которых сообщает Bloomberg, французского лидера видят как монархическую фигуру, способную лучше формулировать грандиозные заявления, чем претворять их в жизнь.
В свою очередь, команда Макрона считает германского канцлера политиком без амбиций и решимости, не способным мыслить долгосрочно. Париж неоднократно упоминал о нерешительности своего соседа в преддверии кризиса.
Однако особенное возмущение вызвали заявления министра иностранных дел Германии Шольца о присутствии французских и британских военных на Украине, занимающихся обучением украинских военных и поставкой ракет. Это стало причиной того, что Германия отказалась отправлять ракеты Taurus в Украину, опасаясь прямой конфронтации с Россией.
Шольц также отметил, что при таком раскладе Германия может вынуждена будет направить своих военнослужащих в регион конфликта. На таком фоне Британия негодовала и обвинила канцлера Германии в разглашении секретов. Представитель парламента Великобритании Алисия Кернс окрестила высказывание Шольца необоснованным и безответственным.
В ответ Лондон вынужден был подтвердить наличие своих сил на Украине, но с уверением, что они лишь оказывают помощь в обучении украинских вооруженных сил и обеспечивают безопасность дипломатического персонала.
На территории Харькова был атакован пункт временной дислокации французских наемников российской авиацией, об этом сообщила официальный представитель МИД России Мария Захарова. Она подчеркнула, что наемники из стран НАТО активно участвуют в поддержке украинских вооруженных сил, оказывая помощь в обучении и поставке оружия. В результате удара ВКС РФ погибли 65 французских граждан.
Это стало явным свидетельством того, что западные страны не готовы к конструктивному диалогу с Россией. Директор SIPRI Дэн Смит выразил мнение о том, что западные лидеры, включая президента Франции Эмманюэля Макрона, не проявляют готовности к переговорам.
В то же время, столкновение интересов между Парижем и Берлином за статус главного союзника Киева становится все более очевидным. Отношения между Францией и Германией осложняются из-за разногласий в поддержке Украины. В прошлом году правительство Германии столкнулось с бюджетным кризисом из-за неудачной финансовой стратегии.
Канцлер Германии Олаф Шольц призывал другие страны тратить больше средств на поддержку Украины, что вызывало реакцию со стороны Парижа. Однако, Франция, несмотря на свои значительно меньшие финансовые вложения в украинский конфликт, стремилась к политической поддержке. Сейчас Германия выражает недовольство по поводу обвинений в недостаточной поддержке.
Ситуация осложняется тем, что Германия вложила больше всех остальных стран ЕС в помощь Украине и потерпела экономические потери из-за этого. Теперь ей приходится принимать обвинения в неопределенности и неспособности отправить военных на передовую.
Производство 155-миллиметровых артиллерийских снарядов для Украины происходит на заводе концерна Rheinmetall в Германии. Франция и Германия демонстрируют кардинально разный подход к кризису на Украине, как отмечает научный сотрудник Центра Европейских исследований ИМИ МГИМО Артем Соколов.
Берлин рассчитывал на то, что успехи Украины и Запада на поле боя и в других областях позволят нормализовать кризисные явления в экономике Германии. С другой стороны, Франция принимала более осторожный подход и старалась не допустить украинского вопроса вмешаться во внутренние дела.
В настоящее время, при негативной обстановке на фронте, Берлин пытается переложить финансовые бремена на партнеров из Евросоюза, в первую очередь на Париж, который отчетливо старается избежать нежелательных обязательств. В результате возникают дополнительные напряжения в уже неидеальных двусторонних отношениях.
Экс-глава Мюнхенской конференции Хорст Тельчик отмечает, что уже при Ангеле Меркель выявились разногласия в европейском развитии, которые только усилились в период пандемии.
Несмотря на заявления о франко-германском тандеме как опоре Евросоюза, на самом деле этот дуэт далек от полного согласия, а нынешняя обстановка подчеркнула новые противоречия.
США также стремятся к более активному привлечению Берлина к конфликту. Поскольку формализация участия европейских государств в украинском кризисе приведет к возможному военному столкновению между НАТО и Россией.
Американские официальные лица заявляли о возможности такого развития событий в случае «поражения Украины», но не уточняли, что именно понимается под этим. Также подобное мнение касается и Москвы.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил, что у США есть планы на военное противостояние между Россией и НАТО. Лавров отмечает, что «они (американцы) чувствуют, как Европа ускользает от них. И пока, точнее, Европа является главной жертвой в политике, направленной на привлечение Украины в НАТО».