В 45 году до нашей эры римский философ Цицерон в своих «Тускуланских беседах» предложил рассматривать «культуру» как развитие человеческого разума через образование, а не только как агрономическую деятельность.
Позже, в 1684 году, немецкий юрист Самуэль фон Пуфендорф определил культуру как все то, что создано человеком, противопоставляя ее естественному состоянию.

В 1782 году филолог Иоганн Аделунг ввел это слово в современный научный контекст в своей книге о культуре человечества.
Русский язык стал учитывать это понятие лишь в середине XIX века — в частности, в 1837 году в «Карманной книжке для любителя чтения» были представлены два значения: «земледелие» и «образованность».
В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля культура описывается как обработка и уход, а также как умственное и нравственное образование.
Хотя значения могут варьироваться, все они существуют в нашей речи и в зависимости от контекста могут означать разные вещи. Например, на выставке искусств можно услышать: «История художественной культуры крайне богата», а в быту фраза «Сынок, какой же ты культурный!» будет упомянута в восхищении от действия ребенка.
В преддверии сезона посадки технических культур следует отметить развитие физической культуры в образовательных учреждениях. Понятие «культура» охватывает множество дисциплин, включая философию, социологию, культурологию и психологию. Рассмотрим ключевые аспекты культуры.
Прежде всего, жизненные ценности — важный компонент культуры. Это может проявляться в заботе о слабых, старших и детях, а также в честности по отношению к окружающим. Материальные и духовные ценности различаются: деньги и комфортное жилье могут объясняться как традиционные ценности, в то время как свобода и счастье могут рассматриваться как более высокие идеалы.
Нормы поведения различаются в зависимости от социокультурного контекста. Например, в театре зрители ведут себя тихо во время спектакля, а в школе ученики обращаются к учителям с уважением. Символы играют важную роль в культуре: например, русский алфавит используется для передачи мыслей, а герб Китая олицетворяет его политическую систему.
Герои культуры, такие как актеры и писатели, служат примерами для подражания и влияют на общественное мнение. Ритуалы — важные действия, передающиеся из поколения в поколение. В православной культуре, например, принято креститься перед входом в церковь.
Также следует выделить общечеловеческие ценности, связанные с понятиями добра и зла, правды и лжи. Эксперты выделяют несколько функций культуры. Гуманистическая функция направлена на развитие человечности, познавательная функция помогает расширить кругозор, а оценочная функция формирует умение видеть прекрасное.
Культура представляет собой сложное и многогранное понятие, тесно связывающее индивидов и общество. Она охватывает различные сферы человеческой деятельности и включает в себя несколько важных аспектов: регулятивный, информативный, коммуникационный и социализационный.
Начнем с регулятивной функции культуры, которая включает в себя систему требований общества к индивиду. Здесь культура задает рамки поведения и взаимодействия в социуме. Информативная функция подразумевает обмен знаниями и опытом между людьми, что способствует развитию общества и его членов. Коммуникативная функция культуры развивает человека через взаимодействие с другими, обогащая его личные и социальные качества. Социализация, в свою очередь, означает приучение индивидов к взаимодействию с окружающими, что играет ключевую роль в формировании личности.
Существуют также различные формы культуры, которые условно можно разделить на несколько категорий: элитарную, народную, массовую, материальную и духовную. Каждая из этих форм представляет собой уникальные проявления культурных ценностей в современном обществе.
Элитарная культура направлена на узкий круг людей, которые обладают глубокими знаниями и пониманием искусства. Например, творчество Марка Шагала, который создавал произведения в сложной форме и содержании, адресованы людям, разбирающимся в живописи. Это пример того, как культура может быть выражена в высоких формах искусства, где коммерческая выгода не является первичной целью.
Народная культура, в свою очередь, включает в себя сказки и народные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Примеры такого рода — знакомые всем сказки о Колобке или Репке, а также народные эпосы о Геракле и Нептуне. Эти произведения связаны с общими ценностями и переживаниями народа, отражая его сущность и мудрость.
Массовая культура включает в себя такие явления, как концерты современных исполнителей, например, Егора Крида, или популярные мультфильмы для детей, такие как «Смешарики». Она охватывает широкий круг людей и адаптируется под вкусы массового потребителя, отражая современные тренды.
Материальная культура сосредоточена на физических объектах и артефактах, таких как дизайнерская одежда или предметы интерьера, в то время как духовная культура включает в себя религиозные и философские учения. Например, девушка, углубляющая свое понимание христианства через чтение Библии, демонстрирует аспект духовной культуры.
Таким образом, культура — это не только совокупность традиций и обычаев, но и мощный фактор, который определяет развитие современного общества. Именно культура отличает человека от других существ, обогащая его жизнь и способствуя формированию более сложных социальных связей.