«Новый Калининград» продолжает серию материалов, посвященных 300-летию со дня рождения великого философа Иммануила Канта. Многие жители региона слышали хотя бы одну знаменитую фразу ученого (например, о «звездном небе») и знают, что он написал «Критику чистого разума», преподавал российским военным и т.д. Но знания эти носят обрывочный характер, да и о сути кантовского учения большинство калининградцев имеет очень приблизительное представление.
Для того, чтобы оно стало чуть более четким, мы попросили ответить на наивные вопросы о жизни и творчестве мыслителя доктора философских наук Вадима Чалого, долгое время работавшего в Калининграде в БФУ им. И. Канта, а с прошлого года занявшего профессорскую должность в МГУ им. Ломоносова.
Что особенного в учении Канта? Что нового он открыл, почему его учение считается столь важным для мирового наследия? Кантовскую философию можно начать объяснять с разных сторон. Например, с одной очень калининградской сноски из «Антропологии спрагматической точки зрения».
Кант вспоминает, как его укачало на лодке друзей по пути из Пиллау в Кёнигсберг. Всё двигалось — волны, каюта, и Бальга то появлялась на горизонте, то исчезала. Вниманию нечем было остановиться, разуму — опереться, и результатом была ужасная тошнота и дезориентация. Символично, что дело было примерно в семнадцати милях от Фромборка, где задвести слышим лет до этого Коперник дал старт эре Нового времени. Научная революция показала, что мы летим в космосе на маленькой планете, все вертится, и смысл происходящего неясен. Но суть учения Канта заключается в его критике чистого разума, где он исследует возможности и пределы человеческого познания.
Его труды положили начало критической философии, оказавшей огромное влияние на философию Запада. Кант открыл новый метод философского исследования, ввел понятия априорного и апостериорного, различие между феноменами и ноуменами. Его учение революционизировало представления о природе и возможностях человеческого познания, став важной точкой отсчета для дальнейшего развития философии.
Кантовская философия считается столь важным для мирового наследия именно потому, что она повлияла на многие области знания, от этики и эстетики до науки и религии. Ее принципы остаются актуальными и в наше время, внося вклад в понимание мира и человеческой природы. Она стала отправной точкой для многих философов и ученых, вдохновившихся идеями Канта на новые открытия и размышления.
Мы задали вопросы о жизни и творчестве Канта доктору философских наук Вадиму Чалому, который пролил свет на многие аспекты философии великого мыслителя. В следующих материалах мы продолжим рассматривать жизнь и наследие Иммануила Канта, освещая различные аспекты его учения и его влияние на современное мировоззрение.
Благодарим за внимание!
Кантовский 'коперниканский переворот', который произошел примерно двести лет назад, несомненно, является одной из самых значимых и философски мощных попыток достижения стабильности и способности к справлению с современной ситуацией.
Важно отметить, что Кант обратился к императрице Елизавете с просьбой о поддержке в надежде получить должность профессора, но, скорее всего, его письмо, составленное в соответствии с тогдашними канонами вежливости и подчинения, осталось без ответа. Решение вопроса о его карьере было, вероятно, принято в рамках университета и не в пользу Канта, так как в тот момент он не был наиболее убедительным кандидатом.
Кант проводил лекции для российских офицеров в период, когда Кенигсберг находился под владычеством российской короны, но его интересовали в основном философия, метафизика, а не познания, связанные с военной областью. Офицеров привлекали знания, непосредственно касающиеся их профессиональной деятельности.
Кант был молодым преподавателем, и до написания 'Критики чистого разума' ему оставалось еще двадцать лет. Смысл категорического императива заключается в предложении человеку занять позицию объективного наблюдателя при моральной оценке собственных поступков. Это процесс, в результате последовательного применения которого формируется личностная мораль и нравственный облик человека.
Кант формулирует несколько вариантов категорического императива, среди которых наиболее известны два: 'поступай только по такому правилу, в котором ты сможешь одновременно желать, чтобы оно стало всеобщим законом', и 'поступай так, чтобы твои поступки можно было считать правильными для всех людей во всех ситуациях'.
Кардинальный принцип Канта заключается в установлении нравственной нормы, основанной на общечеловеческих ценностях и требованиях.
Кант относится к другой эпохе, когда экономика еще не стояла на передовой позиции, а общество, социум и экономические отношения не были предметом систематической рефлексии.
Важным для марксизма является кантовская идея антагонизма, напряженного противостояния различных сил, через которое природа и погруженное в природу человечество развиваются в истории. Эта мысль получила более подробное и всеохватывающее развитие у Гегеля, а затем передалась Марксу в виде законов диалектики.
Таким образом, Кант оказался среди источников и составных частей марксизма. Кант видел наилучшее государство прежде всего как правовое, основанное на законах, основанных на согласии народа.
В моральных и политических вопросах Кант был далек от идеализма - хотя в последние десятилетия многие политологи считали его идеалистом. Другими словами, у него не было иллюзий о возможности построить идеальное государство, и не было иллюзий, что это решит все человеческие проблемы, как коллективные, так и индивидуальные.
Однако обеспечить верховенство права и относительный мир, который в перспективе мог бы стать постоянным, он считал возможным и обязательным для любого правительства. Кант считал, что сто воображаемых талеров значительно отличаются от ста реальных талеров - точно так же, как идея Бога, которая, по его мнению, является разумной, невозможно доказать его существование логическими средствами.
Однако это обстоятельство указывает на пределы возможностей человеческого разума. У современного человека появилась одна важная способность, которая раньше находилась в чужих руках - способность суждения.
В прошлом многие жизненные решения за нас принимали опекуны, но теперь, хотим мы этого или нет, мы выросли и обречены на самостоятельность, на совершеннолетие. Мы сами определяем, что является добрым и злом, полезным и вредным, истинным и ложным, поскольку другие инстанции закончились— можно вспомнить Коперника и его мировоззренческую революцию раннего Нового времени.
Сегодняшнюю драму и одну из главных опасностей многие мыслители видят в том, что, выходя из биологического и юридического несовершеннолетия, слишком многие люди продолжают оставаться мировоззренчески несовершеннолетними.
Когда Кант написал свои «Критики», он заложил основу для того, что сегодня называется «критическим мышлением», или просто ответственным и последовательным мышлением. Этот навык необходим каждому и везде.
Кроме того, институты, на которых базируется обычная жизнь— мораль, право, политика— также опираются на философские обоснования и критику. В повседневной жизни мы можем не осознавать присутствия философии, как мы не задумываемся о воздухе, которым дышим, но оно всегда присутствует.
Современная философия всегда включает в себя аспекты Канта. Кант имеет значение в том смысле, что его философия помогает нам понимать и оценивать вещи. Но он не является причиной этих вещей.
Не стоит преувеличивать влияние философов на решения политиков, особенно на Канта, который явно призывал использовать свой собственный ум. Антагонизм, как уже было сказано, является одной из центральных идей в кантовской философии.
Природа, по своей сути, является источником конфликтов, однако существует идея о том, что преодоление войн является моральной обязанностью разума.
Трактат под названием 'К миру', посвященный этому важному вопросу, проливает свет на фундаментальные противоречия с точки зрения Канта.
Фридрих Якоби, один из глубоких критиков Канта, указал на основные недостатки его концепции, работая вместе с Иоганном Гаманом.
Они образовали группу скептиков, которые подвергали сомнению способности разума и рациональной философии.
Якоби ввел термин 'нигилизм', который означал утрату ценностей и смысла в современной ситуации, и этот термин получил широкое распространение в русской литературе и общественном сознании следующего века.
Его судьба, возможно, была подобна судьбе Прометея, так как его можно сравнить с 'молодым Кантом' в области интернета и географии.
Рекомендация Канта, написанная Иоганном Георги в 1794 году при его вступлении в Петербургскую академию наук, свидетельствует о его вкладе в физическую географию и его желании увеличить известность этого выдающегося философа.
Георги исследовал территорию и население России, создавая многотомные описания, и представлял, что Канту также будет ценен его вклад в это исследование, как об этом также размышлял Мишель Фуко в XX веке.