В борьбе с тунеядством СССР применял ряд жестких мер, включая лишение жилья, денег и возможности вести нормальную жизнь. Это стало одним из наиболее характерных явлений советской эпохи, протянувшимся от Ленина до Горбачева.
Тунеядцы подвергались суду без должного следствия и отправлялись на длительные исправительные работы или в тюрьму. Приговоры касались не только бизнесменов из серых зон, но и представителей культурной сферы.
В конце апреля 2024 года депутат Законодательной думы Томской области высказала идею о создании трудовых лагерей для тунеядцев. Она отметила наличие людей, получающих господдержку, но не желающих работать, сравнивая их с паразитами. В 1964 году в Ленинграде проходило судебное разбирательство с подсудимым, обвиняемым в тунеядстве. Дело велось по административной процедуре без прокурора и предварительного следствия.
Судебное заседание выявило, что обвиняемый, известный как Иосиф Бродский, распространял среди молодежи Ленинграда и Москвы стихи, которые суд признал как «ущербные и упаднические», а также организовывал литературные вечера, где пытался противопоставить себя как поэта советской действительности. На вопрос о признании себя поэтом, Бродский ответил, что никто его не признавал, и это, по его мнению, дано «от Бога».
До революции 1917 года безработица в России не считалась чем-то аномальным, и отсутствие трудоустройства не влекло за собой уголовного наказания. Однако при установлении большевиками лозунга «Кто не работает, тот не ест!», проблема безработицы стала проблемой для строителей коммунизма.
Несмотря на опережающий рост российской экономики до революции, с приходом большевиков властью армия безработных стала несовместима с идеалами советской доктрины. Последняя биржа труда в стране закрылась только в 1930 году, в период индустриализации и коллективизации.
С началом индустриализации в СССР было провозглашено, что безработицы в стране нет. Это стало стимулом для реальной борьбы с тунеядством, именуемым нежеланием работать в соответствии социалистическими принципами. Тунеядцы приобрели политическое значение, выходя за рамки социальной коннотации.
Избегание общественно полезного труда считалось несовместимым с принципами социализма в советском обществе и представлялось как угроза для общества.
Людей, не занимающихся трудом, причисляли к категории общественно-опасных элементов, которых нужно перевоспитывать принудительно.
В советской истории борьба с тунеядством стала способом решения различных социальных, экономических и политических проблем, обсуждение которых требовало специфического языка.
Интересно, что в числе обвиняемых по так называемой 209 статье оказывались люди, совершавшие правонарушения, такие как алкоголизм, проституция, получение доходов без труда, скрытая безработица, частное предпринимательство, политическое несогласие и другие.
Такие выводы содержатся в статье Татьяны Ластовки под названием «Тунеядство в СССР (1961-1991): юридическая теория и социальная практика».
Понятие «труд» в советской правовой системе имело двойственное значение.
Это отражено в Конституции СССР 1936 года, согласно которой труд являлся обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина, призывая к принципу: «кто не работает, тот не ест».
Другими словами, на юридическом уровне труд считался и правом, и обязанностью одновременно.
Это означало, что отказ от труда влек за собой наказание, иногда серьезное.
Один из ярких примеров борьбы с тунеядством стал указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 4 мая 1961 года, который носил название «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни», который был издан ровно 63 года назад.
Данный указ ставил целью борьбу с теми, кто не желал работать и предпочитал паразитировать на обществе.
В рамках этого указа предусматривались меры наказания для тех, кто нарушал установленные правила и отклонялся от выполнения обязанностей общественного труда.
В целом, борьба с тунеядством в советском обществе представляла собой одно из важнейших направлений социальной и политической деятельности, направленное на поддержание общественного порядка и устойчивости экономики.
Этот процесс имел и позитивные аспекты, способствуя формированию трудолюбивого и ответственного отношения к работе у граждан, а также снижению уровня безработицы и повышению общественной активности.
Однако негативные стороны этой кампании также были очевидны, проявляясь в форме нарушений прав граждан и дискриминации определенных социальных групп.
В целом, борьба с тунеядством в истории советского общества оставила след, который до сих пор вызывает дискуссии и разногласия во взглядах на эффективность и справедливость принятых в то время мер.
Однако эти события остаются важным элементом понимания истории советского общества и его социальных отношений.
В тот же день было опубликовано постановление Президиума Верховного Совета РСФСР о порядке применения данного документа, которое усиливало и воспроизводило правовые нормы сталинского времени.
Согласно указу, тунеядцами в СССР признавались лица, которые не были официально трудоустроены более четырех месяцев в течение года. В качестве эквивалента трудоустройства считались служба в армии, а также учеба в вузе или средне-специальном учебном заведении.
Исключением из данных правил были женщины, находящиеся в уходе за малолетними детьми. Согласно указу, тунеядцы могли быть направлены на общественно полезный труд на предприятия или стройки в районе проживания по решению исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов трудящихся.
Лица, уклоняющиеся от труда и ведущие антиобщественный образ жизни в Москве, Московской области и Ленинграде, могли быть выселены на специально отведенные территории на срок от двух до пяти лет и принудительно привлечены к труду.
В 1970 году, кроме административной ответственности, предусмотренной указом 1961 года, в Уголовном кодексе РСФСР было введено отдельное наказание за тунеядство (статья 209.1). Злостное уклонение от выполнения решения о трудоустройстве и прекращении паразитического существования каралось лишением свободы до одного года или исправительными работами на тот же срок.
Тот же проступок, совершенный лицом, ранее судимым по части первой статьи, карался лишением свободы на срок до двух лет.
«Среди жертв указа от 4 мая 1961 года в массовом порядке попали люди, занимавшиеся частной деятельностью - портные, сапожники, столяры, плотники, собственники квартир и дач, сдающие их в аренду и подобные им», - поделился с порталом «Ленте.ру» кандидат исторических наук, руководитель сектора истории общественно-политического развития Института истории Сибирского отделения РАН Андрей Савин.
ТАСС // Житель Липецка, который был приговорен судом к полуторагодичному исправительно-трудовому лагерю за бездействие. Ноябрь 1987 года.
Он отметил, что за первый год применения указа Хрущева было привлечено к ответственности около 240 тысяч человек, из которых 9 процентов занимались «нелегальным предпринимательством» через сдачу в аренду жилья, и 20 процентов были отнесены к частным предпринимателям, а еще 40 процентов тунеядцев обвинили в том, что они жили на «случайные доходы».
Среди тех, кого затронул указ Хрущева, были не только портные, сапожники и советские «благополучные», арендующие свои квартиры.
Статья о тунеядстве идеально подходила для людей творческих профессий, не входивших в официальные ассоциации.
Иосиф Бродский, несмотря на убедительные аргументы, так и не смог убедить судью, что он истинный поэт. По словам Михаила Булгакова, у него действительно не было «удостоверения» от Союза писателей.
В результате его признали тунеядцем и приговорили к максимальному наказанию - пяти годам принудительных работ в отдаленном совхозе «Даниловский» в деревне Норинской Архангельской области, где известный поэт занимался уборкой урожая.
Евгений Рейн, друг Иосифа Бродского, вспоминал, что когда Бродского отправили в ссылку, ему отвели половину избы. В свободное от сельского хозяйства время Бродский продолжал заниматься писательским трудом и писать стихи.
Однако ему не пришлось полностью провести все пять лет ссылки на Русском Севере. Многие известные деятели культуры, такие как Анна Ахматова, Дмитрий Шостакович, Жан-Поль Сартр, выступили в защиту Бродского, что способствовало его возвращению из ссылки через полтора года.
Сам Бродский признался, что пребывание в Норинской ссылке было для него самым счастливым периодом в жизни. Он отметил, что ему повезло больше, чем многим другим, и что это был период полной гармонии.
Еще одним известным человеком, осужденным за тунеядство, был актер Николай Годовиков, известный по роли Петрухи в фильме «Белое солнце пустыни». В результате тяжелого ранения в драке с соседом в 1977 году, который мешал Годовикову работать по профессии, он был приговорен к году заключения за тунеядство в 1979 году.
Вышедший из тюрьмы, Годовиков обнаружил, что лишился своей квартиры и всех личных вещей, что стало причиной его криминального поведения. В итоге он был осужден на четыре года за квартирную кражу.
Историка-публициста Роя Медведева, философа Александра Зиновьева и писателя Владимира Войновича также пытались обвинить в тунеядстве из-за их профессиональной деятельности за границей. Все эти случаи показывают тяжелый период идеологических репрессий в истории России, когда даже творческие личности могли стать жертвами системы и быть осужденными за незаконные действия.
Быстро стало очевидным для людей, как можно избежать преследования за тунеядство. Они начали устраиваться на незначительные и малооплачиваемые должности с гибким графиком работы или с пониманием со стороны руководства их имитации работы на полную ставку.
Например, известный рок-музыкант Виктор Цой, чтобы не быть обвиненным в нарушении социалистических норм, принял работу кочегара в котельной. Его коллега по музыкальному миру Константин Кинчев для тех же целей сыграл роль в фильме «Взломщик». Основатель группы «Звуки Му» Петр Мамонов работал в разное время в бане, лифте, на складе и котельной. Известный лингвист Константин Бабицкий отработал плотником в Костромской области.
Советский режим придавал большое значение борьбе с тунеядцами, уточняет историк Савин. Вначале это касалось людей, которых нынешняя социология определяет как социальных маргиналов: бедняков, странников, бездомных, инвалидов-попрошаек, проституток, сирот, воров, преступников и подобных.
Указ от 4 мая 1961 года сам по себе не вносил ничего нового, но расширение списка «паразитов» было значимым изменением, в который вошли новые категории людей, расширение толкования «паразитизма». Теперь к понятию «паразиты» относили не только типичных маргиналов, но и всех, кто «ударно избегает общественно полезного труда». Таким образом, это касалось граждан работоспособного возраста, которые с точки зрения власти не вносили вклад в жизнь общества, зарабатывая средства к существованию в тени советской экономики.
Что объединяет кочующих и попрошайничающих цыган, привокзальных проституток, запойных пьяниц, спекулянтов, фарцовщиков и стиляг? Если обратиться к тому, как изображались все эти лица на страницах сатирической периодики, то общим мерилом для их социального выделения служила их подразумеваемая инаковость, резко контрастирующая с рекомендуемым образом «настоящего советского человека», — полагает Татьяна Ластовка.
ТАСС // Чиновница и участковый милиционер дома у неработающей советской пары. Липецк, ноябрь 1987 года.
Советское государство и, если говорить о периоде начала 60-х годов, лично Никита Хрущев крайне ревниво относились к частной экономической активности, добавляет Андрей Савин. Он отметил, что большевистский/советский проект нетерпимо относился к так называемым «частникам», для которых государство не являлось главным работодателем.
Остатки этой нетерпимости выразились в 1960-е годы в презрительном именовании «частниками» владельцев легковых машин. Вспомните «Песню автозавистника» Владимира Высоцкого: «Глядь, мне навстречу нагло прет капитализм, / Звериный лицо свой скрыв под маской 'Жигулей'».
К 1961 году частное предпринимательство было вытеснено на самую периферию общественной жизни в СССР. Самый крупный, когда-то многомиллионный класс частников в лице единоличных крестьян был сведен практически к нулю (около 7 тысяч единоличных дворов на конец 1964 года).
Еще одна причина ужесточения борьбы с тунеядством именно при Хрущеве заключается в личности политика, указал Савин. По его мнению, тот был коммунистическим романтиком, активно пытавшимся 'перезагрузить' коммунистический проект.
Связь между стремлением к построению коммунизма в СССР и борьбой с тунеядством была очевидной. Хотя указ от 4 мая 1961 года разрабатывался почти пять лет, начиная с 1956 года, его публикация в 1961 году перед принятием в октябре 1961 года третьей программы КПСС, заявившей о будущем жизни советского народа в условиях коммунизма, несли важное и символичное значение.
«Все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом... Человек, который получает блага общества, не участвуя в процессе труда, становится тунеядцем и живет за счет других. В коммунистическом обществе труд является неотъемлемой частью жизни человека», - отмечал собеседник, подчеркивая важность принципа «непримиримости к тунеядству» как одного из фундаментальных норм морали для строителей коммунизма.
События в российском регионе, где произошли пожары в пяти СНТ, свидетельствуют о необходимости улучшения системы пожарной безопасности и готовности к чрезвычайным ситуациям. В сфере туризма ситуация также осложняется: российские агрегаторы столкнулись с обвинениями в продаже авиабилетов на вымышленные рейсы, что подчеркивает важность контроля со стороны регулирующих органов.
На Украине заявили о готовности к вступлению в НАТО, что может повлиять на геополитическую обстановку в регионе. Различные события как внутри страны, так и за ее пределами, подчеркивают актуальность управления кризисными ситуациями и неотложность принятия эффективных мер для обеспечения безопасности и стабильности в обществе.