В пятой неделе Великого поста в христианских храмах проводится особая служба, известная как Стояние Марии Египетской, в ходе которой читается житие святой Марии, а также Великий покаянный канон Андрея Критского.
Житие святой Марии Египетской, помимо изображения ее благочестивой жизни, также рассказывает о старце по имени Зосима, который стал свидетелем ее подвига. Согласно святым летописям, Зосима прославлен как Зосима Палестинский, и его память отмечается 17 апреля (4 апреля по старому стилю).
Известно, что преподобный Зосима жил в Палестине в V-VI веках, хотя точные даты его жизни могут различаться в зависимости от интерпретации событий, связанных со святой Марией Египетской. По преданию, еще в детстве Зосима был отдан в один из монастырей Палестины и проявил себя как блестящий подвижник. В то время Палестина являлась центром христианского монашества, где монахи с разных областей синтезировали различные монашеские традиции и формировали уникальный стиль монашеской жизни.
Одной из отличительных черт палестинского монашества было расположение монастырей неподалеку от городов: вокруг Иерусалима, Газы, Скифополиса, Елевферополя и Кесарии. Известно, что Зосима жил в монастыре около Кесарии. Монахи палестинского монашества активно участвовали в общественной и богословской жизни своего времени, а община монахов насчитывала тысячи человек и объединяла представителей различных национальностей.
Зосима был монахом, который следовал палестинской духовной традиции. Он строго соблюдал установленные правила, унаследованные от своих духовных наставников, и добавлял к ним свои собственные духовные упражнения, стараясь преодолеть плотское для прославления духа.
Его духовные дарования стали известны среди монахов из различных монастырей, которые приходили к нему за наставлениями. Описание его жизни свидетельствует о том, что Зосима пережил божественные видения, которые просветляли его.
В возрасте 53 лет монах столкнулся с серьезным искушением, когда ему пришла мысль о достижении духовного совершенства. Однако по внушению высшей силы, возможно, ангела, он осознал, что пути духовного развития бесконечны, и что он еще не достиг вершины духовной жизни. Следуя указанию небесного посланника, Зосима покинул свой привычный монастырь и отправился в новое место - монастырь, расположенный у реки Иордан. Там он встретил монахов-аскетов, искренне преданых своей вере.
Общение с ними открывало старцу новые горизонты в духовной жизни. Зосима восхищался их бескорыстной любовью к Богу и искреннему служению. Он проникся восторгом, видя, как они оживляли божественный сад своими духовными плодами.
На вершине всех собственных достижений Зосима понял, что истинное совершенство духа - это стремление к Божьей любви и служению тем, кто находится рядом.
Именно этот монастырь был местом, где братия отправлялась в пустыню на время «Великого поста», чтобы сосредоточиться на молитве и отречении. За время пребывания в этом новом обители, Зосима познал глубину духовных поисков и смиренно продолжал свой путь к познанию Божьей воли.
Его история служит уроком о постоянном стремлении к духовному развитию и пониманию того, что истинное совершенство - это не статическое состояние, а постоянное движение вперед по духовному пути, открывая новые таинства Божьего милосердия и любви.
Каждый монах, согласно обычаю, должен был пребывать в одиночестве, общаясь лишь с Господом Богом. Такой же образ жизни вел старец Зосима, который однажды был сподоблен встретить в пустыне преподобную Марию Египетскую. Святая явилась ему после двадцати дней пути и рассказала о своей жизни, история которой поразила Зосиму. Таким образом, он нашел ответы на свои мучившие его вопросы. По просьбе святой, на следующий год Зосима причастил ее Святыми Таинами на берегу Иордана.
Однако, вернувшись в пустыню на следующий год по просьбе святой, старец обнаружил, что Мария уже умерла. Не имея силы вырыть ей могилу, Зосима был удивлен, когда лев совершил это деяние, что рассматривалось как еще одно чудо. Вернувшись в монастырь, Зосима поделился историей преподобной Марии с братией, хотя она просила хранить ее тайну до своей смерти. Все восхищались слушая о чудесах истории, и с уважением относились к памяти святой.
Позже житие преподобной Марии было составлено и записано Софронием Иерусалимским, который также включил множество фактов из жизни преподобного Зосимы. Согласно греческим источникам XIV века, Зосима лично рассказал святителю Софронию о своей жизни и о встрече с Марией Египетской, и житие, составленное им, стало одним из самых распространенных в Православной Церкви.
По преданию, старец Зосима скончался примерно в столетнем возрасте. На иконах его изображают как старца в монашеском облачении с голой головой и седыми вьющимися волосами. Житие Марии Египетской, которое также включает в себя биографию Зосимы, дает надежду и вдохновляет тех, кто столкнулся с духовным кризисом, унынием, неверием в свои силы для поста и следования за Христом, тем, кто исчерпан духовной борьбой и нуждается в созерцании истинной святости.
Поэтому Церковь предлагает нам его житие к прочтению во время Великого поста, чтобы черпать вдохновение и силу из этой истории.