Роль азербайджанских организаций в обновлении культурной идентичности

Янв 8, 2025 / 03:05

Общественные и диаспоральные организации азербайджанцев по всему миру играют важную роль в восстановлении исторической справедливости и возрождении самосознания среди соотечественников.

В Швеции проживает значительное число азербайджанцев, которые активно информируют местную общественность о политических и культурных аспектах своей страны.

Роль азербайджанских организаций в обновлении культурной идентичности

Под патронажем Саадат Карими, руководителя Общества азербайджанской интеллигенции «Гобустан», в конце прошлого года прошла конференция, посвященная азербайджанскому изобразительному искусству.

Это событие стало частью мероприятий, организованных в честь 31 декабря - Дня солидарности азербайджанцев всего мира.

Призыв к единству соотечественников независимо от их географического расположения был основным посылом мероприятия.

Модератор конференции, Саадат Карими, подчеркнул значимость данной темы для углубленного взаимодействия между художниками как в Азербайджане, так и за его пределами.

Он отметил, что виртуальная форма встречи позволила создать желаемый и познавательный формат общения для участников из разных стран.

Саадат ханым подчеркивает, что концепция организации «Гобустан» направлена на объединение соотечественников Азербайджана по всему миру, работающих в области культуры, искусства и науки.

В современном мире удивить людей чем-то новым становится сложнее, поэтому важно, чтобы произведения азербайджанских художников чаще представлялись международной аудитории. Например, имя Ван Гога известно всем, и было бы желаемо, чтобы имена наших мастеров искусства были на таком же уровне известности в разных уголках мира.

Азербайджан имеет богатую историю художников, чьи работы вызывают национальную гордость и заслуживают признания на мировой арене. Однако, исторически их творчество не всегда имело возможности выйти за рамки местного контекста, даже несмотря на то что их произведения находятся в известных музеях и частных коллекциях.

Это ограничение не умаляет заслуги азербайджанского изобразительного искусства, которое, как отметила модератор С.Карими, имело выставки за границей в советское время.

Сегодня художники могут демонстрировать свои работы еще шире, но с важным изменением: ранее они представлялись как советские мастера, а сейчас — как культурные деятели независимого Азербайджана.

Кроме того, представители Южного Азербайджана часто упоминаются как иранские художники, что также нуждается в изменении восприятия.

Участники конференции из различных стран выражали искреннюю благодарность профессору С.

На форуме, организованном Карими, профессор Теймур Рзаев, проживающий в Турции, подчеркнул значительный прогресс национального изобразительного искусства Азербайджана, отметив его интеграцию в современный мировой контекст.

Это необходимо для обогащения глобальной культурной сокровищницы и для представления исторического наследия Азербайджана международной аудитории.

Участниками виртуальной конференции стали соотечественники из Южного Азербайджана и Европы.

Художник Савалан Джамаати выразил гордость от участия в данном событии, в своих произведениях он всегда акцентировал внимание на истории и культуре Азербайджана, а также тюркизме.

Его работы, включая серию «Деде Горгуд», были выставлены в Тегеране и Ардебиле, а книги на исторические темы о тюрках были переведены на персидский язык.

Кроме того, Джамаати активно занимается преподаванием, передавая знания молодежи.

В числе участников конференции также были художники-ковроткачи.

Интересное выступление представила Рашада Моэн, бывшая студентка Лятифа Керимова, которая с 24 лет живет в Швеции.

Выпускница Азербайджанского университета культуры и искусств и член союзов художников как Азербайджана, так и Швеции на протяжении 13 лет ведет преподавательскую деятельность и проводит выставки в Швеции и других странах Европы.

В Швеции были представлены азербайджанские ковры с названиями «7 красавиц», «Лейли и Меджнун», «Сокровищница тайн», «Старуха и Солтан Санджар» и «Мекка».

Рашада ханым отметила, что основная цель художников - познакомить общественность с искусством Азербайджана и его актуальными вопросами в ковроткачестве.

Она подчеркнула отсутствие трудностей с выставками, хотя чаще всего работы демонстрируются в ее мастерской-галерее на первом этаже ее дома, которая также используется ее друзьями-художниками.

Р.Моэн поделилась, что при проведении выставок в различных городах Швеции на первых порах шведы удивлялись, так как многие ничего не знали о культуре и истории Азербайджана, а также не были знакомы с искусством ковроткачества.

Однако с течением времени восприятие изменилось, ковры начали вызывать восхищение, поскольку они не могли поверить, что в создании часто используется около 40 натуральных цветных ниток.

Фатима Дадашзаде, несмотря на образование в области английского языка и литературы, начала заниматься живописью около пяти лет назад, обучаясь у мастеров.

Она уделяет внимание портретам выдающихся личностей как Северного, так и Южного Азербайджана, а также Турции, включая гениальных писателей и политиков.

Среди известных деятелей искусства, о которых упоминает художница, можно выделить Ахмеда Джавада, Алибек Гусейнзаде и Мамедэмин Расулзаде.

Художница подчеркивает важность популяризации творений выдающихся мастеров своей страны, считая это своим гражданским долгом.

Она в настоящее время создает серию картин, посвященных азербайджанским шахам, включая государства Гарагоюнлу и Аггоюнлу, а также династию Сефевидов.

Однако, по её словам, выставляться в Иране затруднительно.

Один из примеров запретов - это инцидент с выставкой в Тебризе, когда местные власти не разрешили выставить раскрашенные яйца, символизирующие празднование Новруза, так как увидели в этом угрозу своей культурной идентичности.

Художница выразила признательность организаторам выставки за возможность взаимодействия с другими азербайджанскими художниками.

В этом контексте стоит отметить Гызгайта Гадирову, которая проживает в Крыму и занимается декоративно-прикладным искусством при помощи природных камней.

Она видит значимость подобных мероприятий в объединении азербайджанских художников за пределами страны.

Также известная писательница Элуджа Аталы, живущая в Швеции, подчеркнула необходимость таких конференций для улучшения осведомленности о творчестве друг друга среди азербайджанских мастеров, что содействует более глубокому единению среди них в различных сферах искусства.

Авторитетная литераторка отметила необходимость пропаганды азербайджанского искусства за границей, подчеркивая, что каждое произведение художника – это результат многолетних усилий, включающих глубинные познания и внутренний поиск.

Она прояснила, что даже если шедевр создается за короткий срок, за ним стоят годы работы и экспериментов.

Элуджа ханым предложила организовать конференцию, посвященную идентификации азербайджанских ковров в мировой культуре.

На данный момент вопрос о правильной атрибуции ковров остается неразрешенным, так как нередко они выставляются под другими, неверными названиями, что считается культурной оккупацией.

В виртуальной конференции также принимали участие диаспорные активисты и эксперты из разных стран, таких как Егяна Сальман из Израиля, Парвана Байрам из Турции, Аида Амир Хашеми и Думан Радмехр из Швеции, а также профессор Рафаэль Гарибли из России и меценат Туран Ибрагимов из Баку.

Саадат Карими, модератор мероприятия, подвела итоги, выразив благодарность участникам и отметив, что творчество азербайджанских художников касается исторических аспектов, раскрывающих уникальное видение мастеров своей страны.

В их работах пересекаются личные философские концепции и значимые события, которые позволяют зрителям воспринимать историю сквозь призму художественного взгляда.

Такие мероприятия, по мнению модератора, способствуют расширению горизонтов аудитории и позволяют глубже понять творчество азербайджанских художников, а также их особенности и актуальные проблемы в искусстве.

По материалам: br.az