Общественные и диаспоральные организации азербайджанцев по всему миру играют важную роль в восстановлении исторической справедливости и возрождении самосознания среди соотечественников.
В Швеции проживает значительное число азербайджанцев, которые активно информируют местную общественность о политических и культурных аспектах своей страны.
Под патронажем Саадат Карими, руководителя Общества азербайджанской интеллигенции «Гобустан», в конце прошлого года прошла конференция, посвященная азербайджанскому изобразительному искусству.
Это событие стало частью мероприятий, организованных в честь 31 декабря - Дня солидарности азербайджанцев всего мира.
Призыв к единству соотечественников независимо от их географического расположения был основным посылом мероприятия.
Модератор конференции, Саадат Карими, подчеркнул значимость данной темы для углубленного взаимодействия между художниками как в Азербайджане, так и за его пределами.
Он отметил, что виртуальная форма встречи позволила создать желаемый и познавательный формат общения для участников из разных стран.
Саадат ханым подчеркивает, что концепция организации «Гобустан» направлена на объединение соотечественников Азербайджана по всему миру, работающих в области культуры, искусства и науки.
В современном мире удивить людей чем-то новым становится сложнее, поэтому важно, чтобы произведения азербайджанских художников чаще представлялись международной аудитории. Например, имя Ван Гога известно всем, и было бы желаемо, чтобы имена наших мастеров искусства были на таком же уровне известности в разных уголках мира.
Азербайджан имеет богатую историю художников, чьи работы вызывают национальную гордость и заслуживают признания на мировой арене. Однако, исторически их творчество не всегда имело возможности выйти за рамки местного контекста, даже несмотря на то что их произведения находятся в известных музеях и частных коллекциях.
Это ограничение не умаляет заслуги азербайджанского изобразительного искусства, которое, как отметила модератор С.Карими, имело выставки за границей в советское время.
Сегодня художники могут демонстрировать свои работы еще шире, но с важным изменением: ранее они представлялись как советские мастера, а сейчас — как культурные деятели независимого Азербайджана.
Кроме того, представители Южного Азербайджана часто упоминаются как иранские художники, что также нуждается в изменении восприятия.
Участники конференции из различных стран выражали искреннюю благодарность профессору С.
На форуме, организованном Карими, профессор Теймур Рзаев, проживающий в Турции, подчеркнул значительный прогресс национального изобразительного искусства Азербайджана, отметив его интеграцию в современный мировой контекст.
Это необходимо для обогащения глобальной культурной сокровищницы и для представления исторического наследия Азербайджана международной аудитории.
Участниками виртуальной конференции стали соотечественники из Южного Азербайджана и Европы.
Художник Савалан Джамаати выразил гордость от участия в данном событии, в своих произведениях он всегда акцентировал внимание на истории и культуре Азербайджана, а также тюркизме.
Его работы, включая серию «Деде Горгуд», были выставлены в Тегеране и Ардебиле, а книги на исторические темы о тюрках были переведены на персидский язык.
Кроме того, Джамаати активно занимается преподаванием, передавая знания молодежи.
В числе участников конференции также были художники-ковроткачи.
Интересное выступление представила Рашада Моэн, бывшая студентка Лятифа Керимова, которая с 24 лет живет в Швеции.
Выпускница Азербайджанского университета культуры и искусств и член союзов художников как Азербайджана, так и Швеции на протяжении 13 лет ведет преподавательскую деятельность и проводит выставки в Швеции и других странах Европы.
В Швеции были представлены азербайджанские ковры с названиями «7 красавиц», «Лейли и Меджнун», «Сокровищница тайн», «Старуха и Солтан Санджар» и «Мекка».
Рашада ханым отметила, что основная цель художников - познакомить общественность с искусством Азербайджана и его актуальными вопросами в ковроткачестве.
Она подчеркнула отсутствие трудностей с выставками, хотя чаще всего работы демонстрируются в ее мастерской-галерее на первом этаже ее дома, которая также используется ее друзьями-художниками.
Р.Моэн поделилась, что при проведении выставок в различных городах Швеции на первых порах шведы удивлялись, так как многие ничего не знали о культуре и истории Азербайджана, а также не были знакомы с искусством ковроткачества.
Однако с течением времени восприятие изменилось, ковры начали вызывать восхищение, поскольку они не могли поверить, что в создании часто используется около 40 натуральных цветных ниток.
Фатима Дадашзаде, несмотря на образование в области английского языка и литературы, начала заниматься живописью около пяти лет назад, обучаясь у мастеров.
Она уделяет внимание портретам выдающихся личностей как Северного, так и Южного Азербайджана, а также Турции, включая гениальных писателей и политиков.
Среди известных деятелей искусства, о которых упоминает художница, можно выделить Ахмеда Джавада, Алибек Гусейнзаде и Мамедэмин Расулзаде.
Художница подчеркивает важность популяризации творений выдающихся мастеров своей страны, считая это своим гражданским долгом.
Она в настоящее время создает серию картин, посвященных азербайджанским шахам, включая государства Гарагоюнлу и Аггоюнлу, а также династию Сефевидов.
Однако, по её словам, выставляться в Иране затруднительно.
Один из примеров запретов - это инцидент с выставкой в Тебризе, когда местные власти не разрешили выставить раскрашенные яйца, символизирующие празднование Новруза, так как увидели в этом угрозу своей культурной идентичности.
Художница выразила признательность организаторам выставки за возможность взаимодействия с другими азербайджанскими художниками.
В этом контексте стоит отметить Гызгайта Гадирову, которая проживает в Крыму и занимается декоративно-прикладным искусством при помощи природных камней.
Она видит значимость подобных мероприятий в объединении азербайджанских художников за пределами страны.
Также известная писательница Элуджа Аталы, живущая в Швеции, подчеркнула необходимость таких конференций для улучшения осведомленности о творчестве друг друга среди азербайджанских мастеров, что содействует более глубокому единению среди них в различных сферах искусства.
Авторитетная литераторка отметила необходимость пропаганды азербайджанского искусства за границей, подчеркивая, что каждое произведение художника – это результат многолетних усилий, включающих глубинные познания и внутренний поиск.
Она прояснила, что даже если шедевр создается за короткий срок, за ним стоят годы работы и экспериментов.
Элуджа ханым предложила организовать конференцию, посвященную идентификации азербайджанских ковров в мировой культуре.
На данный момент вопрос о правильной атрибуции ковров остается неразрешенным, так как нередко они выставляются под другими, неверными названиями, что считается культурной оккупацией.
В виртуальной конференции также принимали участие диаспорные активисты и эксперты из разных стран, таких как Егяна Сальман из Израиля, Парвана Байрам из Турции, Аида Амир Хашеми и Думан Радмехр из Швеции, а также профессор Рафаэль Гарибли из России и меценат Туран Ибрагимов из Баку.
Саадат Карими, модератор мероприятия, подвела итоги, выразив благодарность участникам и отметив, что творчество азербайджанских художников касается исторических аспектов, раскрывающих уникальное видение мастеров своей страны.
В их работах пересекаются личные философские концепции и значимые события, которые позволяют зрителям воспринимать историю сквозь призму художественного взгляда.
Такие мероприятия, по мнению модератора, способствуют расширению горизонтов аудитории и позволяют глубже понять творчество азербайджанских художников, а также их особенности и актуальные проблемы в искусстве.