Московский политехнический университет представил требования для использования роботов на улицах с целью заменить уборку улиц на автоматизированные устройства в будущем. Специалисты университета разработали концепцию экспериментального правового режима, сосредоточенного на внедрении высокоавтоматизированных транспортных средств в городскую среду. Эта концепция направлена на предоставление услуг по уборке и содержанию городских территорий с применением передовых автономных технологий.
Разработка концепции основана на успешном международном опыте, включая законодательные меры Республики Корея, принятые в 2023 году для регулирования использования роботов. Корейские инициативы включают введение понятия «уличный мобильный робот», расширение правил дорожного движения на такие роботы, а также установление критериев сертификации и технических стандартов для автономной техники. Подобные подходы уже реализованы в США, Японии, Китае, Эстонии и других странах.
Тем не менее, возникает вопрос о том, можно ли относить роботов к пешеходам и каковы права и обязанности транспортных средств в этом контексте, что требует законодательной разработки. Регулирование использования роботов в городской среде должно улучшить качество и эффективность городских услуг, снизить затраты на инфраструктуру и улучшить экологическую обстановку благодаря переходу на электрический транспорт с интеллектуальным управлением, считают эксперты.
Применение автономной техники в городском хозяйстве открывает новые перспективы для оптимизации работы коммунальных служб и повышения качества жизни горожан. Эксперты и исследователи из инфраструктурного центра «Автонет» Московского Политеха разработали концепцию экспериментального внедрения автономных систем для улучшения общественных пространств, городской инфраструктуры и безопасности дорожного движения.
Автономная техника позволит проводить уборку улиц, ухаживать за зелеными насаждениями, осуществлять мониторинг состояния дорог и инфраструктуры, доставлять материалы и оборудование, а также предоставлять роботов в аренду для выполнения различных задач коммунального хозяйства. Исполнительный директор центра, Александр Карловский, подчеркивает значимость использования высокоавтоматизированных систем для повышения эффективности и качества городских услуг, а также для стимулирования развития новых бизнес-моделей и рынков.
Участниками эксперимента могут стать операторы и разработчики автономных систем, поставщики услуг в сфере городского хозяйства, научные и образовательные учреждения, а также государственные органы и местное самоуправление. Эксперты Московского Политеха подчеркивают важность тщательного анализа критериев определения территориальных рамок эксперимента, включая подготовку инфраструктуры, обеспечение безопасности участников и населения, обучение квалифицированных специалистов, а также уменьшение возможных негативных влияний на окружающую среду.
Предполагается, что эксперимент будет проводиться в парковых зонах, логистических центрах, аэропортах, технопарках и других городских пространствах с целью оценки эффективности и перспектив дальнейшего использования автономной техники в городской среде. В результате успешного внедрения автономных систем горожане могут ожидать более чистых улиц, эстетически приятных общественных мест, инновационных сервисов и общего улучшения качества жизни в городе.