Инклюзивность городской среды - это неотъемлемая составляющая современного градостроительства, которая направлена на создание комфортной и доступной среды для всех групп населения. Основные принципы инклюзивности включают в себя доступность, безопасность и удобство для всех пользователей.
Консультанты по урбанистике обращают особое внимание на разработку концепций, связанных с инклюзивностью, которые включают в себя различные аспекты, такие как безопасность городской среды, доступность объектов инфраструктуры, универсальный дизайн и безбарьерную среду. Каждое из этих понятий имеет свои особенности и требования.
Например, безбарьерная городская среда основывается на создании пространства, свободного от физических и сенсорных барьеров, которые могут затруднять передвижение маломобильных людей. Физические барьеры могут быть представлены, например, отсутствием пандусов на пешеходных переходах или крутыми уклонами на дорогах. Сенсорные барьеры, в свою очередь, могут возникать из-за громкой аудиорекламы или яркой мерцающей рекламы, которые могут быть неприятны для людей с ограниченными возможностями.
Инклюзивность городской среды также включает в себя обеспечение безопасности и удобства для всех пользователей. Это может быть реализовано через создание комфортной городской среды, где учитываются потребности всех групп населения, включая маломобильных людей, людей с ограниченными возможностями зрения, слуха и т.д.
Разработка универсального дизайна также играет важную роль в создании инклюзивной среды, поскольку он позволяет создавать объекты инфраструктуры, учитывающие потребности разнообразных пользователей. Таким образом, инклюзивность городской среды является ключевым аспектом развития современных городов, способствующим созданию городов будущего, где каждый гражданин может чувствовать себя комфортно и безопасно.
Излишняя или беспорядочная информационная навигация, то есть большое количество указателей, знаков, которые плохо сочетаются между собой, становится проблемой для всех пользователей. Доступная среда подразумевает, что все горожане могут свободно перемещаться в пространстве, удобно пользоваться сервисами и услугами, а также общественным транспортом (включая наземный и метро), иметь удобный доступ в здания, сооружения, вагоны вокзалов и аэропортов.
Это достигается путем создания новых зданий с универсальным дизайном и внедрением мер по улучшению доступности уже существующих сооружений: установкой специализированных пандусов, нулевой отметкой входа, специальными лифтами и подъемниками, поручнями, специальными покрытиями и так далее. Также для повышения доступности окружающей среды ведется работа по борьбе со снегом, осадками, гололедицей.
Уровень доступности среды, необходимый для минимального уровня комфорта, регламентируется нормативно-правовыми документами. Повышенный уровень доступности, выше минимума, описывается в виде рекомендаций, которые не требуют строгого контроля.
Категория обеспечения физической безопасности в городской инфраструктуре напрямую связана с предотвращением травмоопасных ситуаций на территории. Обеспечивая безопасность со стороны физических повреждений, необходимо также обеспечить комфорт и психологическое спокойствие.
Такая среда должна быть безопасной и комфортной для всех, однако правила и стандарты, устанавливающие требования к застройке и организации пространств, могут ориентироваться главным образом на потребности большинства.
Поэтому концепция «доступной и безопасной городской среды» становится все более актуальной в современном мире, где обеспечение безопасности зависит от уровня доступности для всех. Этот подход к проектированию продуктов, объектов и окружающей среды направлен на создание условий, которые были бы удобными и доступными для всех людей, независимо от возраста, способностей или физических особенностей.
Дети, взрослые, пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, велосипедисты - каждому должно быть комфортно в использовании городской инфраструктуры. Универсальный дизайн объединяет различные подходы к проектированию без учета конкретной целевой аудитории, что способствует легкой навигации, отсутствию преград и ограничений.
Хотя универсальный дизайн не является обязательным по закону, при его применении учитываются индивидуальные потребности пользователей. Согласно Елене Трубиной, инфраструктура должна быть доступной круглосуточно и в любое время года. Существуют строгие стандарты или, по крайней мере, рекомендации относительно освещенности, систем безопасности, организации дорожного движения и других аспектов.
Минимальные требования фиксируются в правилах эксплуатации городских пространств. Для обеспечения безопасности важно также учитывать мнения и потребности различных групп населения. Например, людям с ограниченными возможностями важны специальные пандусы, широкие тротуары и доступные общественные туалеты.
Для пожилых людей важны удобные скамейки для отдыха, хорошая освещенность и понятные дорожные знаки. Важно создавать городскую среду, где каждый человек чувствует себя комфортно и защищенно. Для этого необходимо учитывать потребности всех групп населения и создавать удобные, безопасные условия для их повседневной жизни.
Включение принципов универсального дизайна в процесс планирования и проектирования городской инфраструктуры является важным шагом к созданию гармоничного и безопасного пространства для всех.
Для общественных пространств существуют определенные стандарты и нормативы, устанавливающие правила и требования к различным аспектам. Например, согласно ГОСТу, пешеходные дорожки должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить безбарьерный доступ для всех пользователей. Ширина тротуара должна быть не менее 1,5 метра, с наличием специальных участков для разъезда встречных прохожих. Поверхность тротуаров должна быть ровной, без ям и выбоин, иметь определенный коэффициент сцепления с обувью. Следует также учитывать уклон тротуара, чтобы обеспечить безопасность передвижения.
Например, лестницы должны иметь альтернативные маршруты, такие как пандусы или лифты, чтобы обеспечить доступность для всех групп населения. Требования к пандусам также строго регламентированы: ширина не менее метра, уклон 5-8%, наличие поручней определенного размера и конфигурации на двух уровнях (700 и 900 мм), а также специальное завершение поручней. В случае больших длин пандусы следует разделять на участки с разворотными площадками для удобства использования колясок.
Важно также предусмотреть специальную тактильную маркировку на входах в общественные места, общественный транспорт и спусках в метро для людей с ограниченными возможностями. Однако необходимо помнить, что тактильная плитка требует дополнительного ухода и обслуживания, особенно в условиях холодного климата. Применение тактильной плитки без должного ухода целесообразно в местах с навесами, на платформах наземного метро, входах в здания и станциях общественного транспорта.
В целом, соблюдение стандартов и нормативов по созданию безбарьерных и безопасных пространств важно для улучшения доступности городской инфраструктуры и обеспечения равных возможностей для всех граждан.
В последние годы с обострением проблемы нарушения зрения у людей стало все более актуальным обеспечение доступности общественных пространств. Один из способов улучшения ситуации — использование современных технологий вроде светофоров с аудиосигналами для людей с нарушением слуха или смарт-опор с аудиооповещением, которые помогают незрячим ориентироваться и безопасно передвигаться по городу.
Эксперты отмечают, что существуют строгие правила и стандарты, регулирующие доступность для маломобильных граждан в зданиях и сооружениях. Нормируется ширина коридоров, устанавливаются требования к ширине дверных проемов, пандусов, поручней, кнопкам вызова персонала, лифтам и прочим удобствам. Кроме того, для повышения внимания и безопасности прозрачные витрины маркируются специальными контрастными знаками.
Однако несмотря на усилия, в некоторых областях все еще остаются слепые зоны доступности. Елена Трубина подчеркивает, что важно найти баланс между сохранением объектов культурного наследия и обеспечением безбарьерной среды. В частности, при редевелопменте зданий возникают сложности с внедрением изменений из-за необходимости обращения за разрешениями и согласованиями. Индивидуальные подходы требуются для каждого проекта, где могут потребоваться пандусы, подъемники, лифты или другие решения.
Решение каждой проблемы связано с комплексным анализом и адаптацией к конкретной ситуации, что требует внимания и усилий со стороны разработчиков и регуляторов.
По мнению собеседницы портала, общественное мнение находится в процессе трансформации. Примером служит Москва, где городские управленцы активно работают над улучшением отношений между властью и жителями, преследуя актуальные цели и обращая особое внимание на эту тему.
Жители столицы ожидают качественного и своевременного сервиса как в реальной, так и в цифровой среде. Ранее мало кто задумывался о наличии пандусов или регулируемых пешеходных переходов, однако с развитием сервисов, таких как «Добродел» и «Активный гражданин», любое нарушение качества среды фиксируется и передается на контроль соответствующим органам управления.
В то же время, часть общества продолжает придерживаться старых устоев, не всегда осознавая потребности различных групп пользователей. Однако происходит постепенное развитие: пространства становятся более доступными и комфортными, вводятся стандарты, рекомендации, разрабатываются справочники по оборудованию и решениям.
Елена Трубина подчеркивает, что необходимо активнее обсуждать тему инклюзивности и сосуществования различных целевых аудиторий, уделять внимание самым разнообразным потребностям людей и привлекать к этим проблемам молодежь. Она уверена, что это позволит перейти на новый уровень организации общественного пространства.
Попытка составить рейтинг инклюзивности городов России показывает, что ни один из них не достигает идеального уровня по десятибалльной шкале.
Результаты общественных дискуссий и обратной связи от различных целевых аудиторий указывают на то, что существует определенный прогресс в создании более инклюзивной среды в городах. Особенно выделяются лидеры в этой области, такие как Москва, где можно найти хорошо приспособленные пространства и успешные примеры инфраструктуры.
Однако неизбежно возникают ситуации, когда возникают проблемы, такие как неисправные пандусы или отсутствие удобств для людей с ограниченными возможностями в метро и других учреждениях. В то же время, новые стандарты проектирования и нормы все чаще учитывают аспекты инклюзивного дизайна, что свидетельствует о постепенном улучшении ситуации.
Елена Трубина считает, что со временем города будут оцениваться по максимальной шкале инклюзивности. Как соглашаются с этим мнением игроки на рынке недвижимости? Архитекторы, девелоперы, консалтинговые и управляющие компании делают определенные усилия, чтобы создаваемая ими среда действительно становилась инклюзивной. Они уделяют внимание не только внешнему виду проектов, но и их доступности для всех групп населения.
Однако, вопрос о том, достаточно ли законодательного регулирования в этой области, остается открытым. Возможно, потребуется дальнейшее развитие законодательства для обеспечения полноценного включения инклюзивных принципов во все сферы градостроительства. Следует провести дальнейшие обсуждения и исследования, чтобы выработать эффективные механизмы реализации инклюзивного дизайна в городской среде.