Приезд известного писателя Александра Ивановича Куприна в Ригу стал значимым событием, освещённым крупнейшими латвийскими газетами.
Он прибыл вместе с семьей, включая дочь Ксению и супругу Елизавету Морицевну, 14 ноября.
Почитатели встретили его на главном вокзале города, однако Куприн искал уединение и отдых от суеты.
Его целью было лечение, поэтому он поселился на окраине в Торнякалнсе, где находилась известная лечебница Эрнеста Соколовского.
В интервью «Рижскому вестнику» Куприн описывал свою жизнь в лечебнице: «Я живу степенно, отдыхаю: колю дрова, чищу снег, беру массаж».
Врач Соколовский применял метод трудотерапии, популярный в то время.
Многие лечебницы Латвии, включая учреждение в Майори, также использовали этот подход, полагаясь на целебные свойства моря и свежего воздуха.
В Майоренгофе директор Хольц ожидал от своих пациентов прогулок вдоль моря, акцентируя внимание на физической активности и природных условиях.
Такие рекомендации были распространены среди местных медиков: они советовали жителям даже несколько раз в день подниматься на холмы.
Таким образом, лечение Купrina и другие практики того времени отражали общие тенденции медицины и философии к оздоровлению через общение с природой.
Куприн, чтобы справиться с бессонницей и неврозами, нашел свой уголок на Бастионной горке в парке Аркадия и окрестностях Задвинья. Эти места, утопающие в зелени, вдохновляли его, провоцируя литературное воображение.
Деревянные домики с их скрипучими лестницами и осенние красоты садов пробуждали в нем творческий дух. Метод лечения рижских врачей оказался эффективным, и Куприн вновь принялся за написание.
Основным его проектом стала повесть «Нищие», над которой он упорно работал, редактируя черновики, привезенные из Риги. В письмах своему другу, литератору Федору Батюшкову, Куприн делился своими мыслями о литературных деятелях и искал информацию о письмах к Пушкину, интересуясь знакомством поэта с Лермонтовым и другими писателями.
Он упоминал шедевры рижской архитектуры и живописные парки, однако не оставлял без внимания вопрос дороговизны жизни в Риге, что отнимало большую часть его гонораров на лечение и питание.
Период пребывания писателя в Риге длился около полутора месяцев, после чего он ненадолго вернулся в Москву, но вскоре снова направился в Ригу, чтобы завершить курс терапии. По дороге в поезде с ним произошла интересная история, так как Куприн был тем литератором, который предпочитал испытывать все на себе.
А. И. Куприн, известный писатель, отправился в Ригу, наполненный вдохновением и желанием общаться.
Во время поездки на поезде, он встретил незнакомого человека, которого решил представить себе как железнодорожного вора. Этот забавный момент привел Куприна к идее сблизиться с ним, чтобы узнать о таинственном ремесле.
На каждой остановке он приглашал своего спутника в буфет, чтобы обсудить «мафиозные» дела, что, в конце концов, привело к курьезу: писатель, выпив лишнего, перепутал поезда и поехал в обратном направлении.
Его деньги исчерпались в Пскове, где он был вынужден провести ночь на вокзале, написав рассказ «В трамвае» и отправив его в местную газету. На вырученные средства он добрался до Риги.
Во второй визит Куприна в Ригу он активно участвовал в культурной жизни: посещал театры, литературные объединения и журналистские мероприятия.
В Русском театре была премьера спектакля «Апостол Сатаны» под руководством известного режиссера Александра Яковлевича Тайрова. Куприн был в восторге от мастерства и игры актеров, особенно от главной роли.
11 февраля писатель прочитал свой рассказ «Пустые дачи» в литературно-художественном обществе. Позже, на одном из мероприятий, среди студентов началось волнение, когда они увидели Куприна у дверей зала.
После завершения реферата, студенты окружили его и попросили прочитать что-то из своего творческого наследия, демонстрируя живой интерес к автору и его произведениям.
Александр Иванович Куприн делился своими переводами сонетов Стекетти, отмечая, что не является мастером стихописи, но с удовольствием занимается переводом.
Однако в Петербурге вышел седьмой том его собрания сочинений без его согласия и правок, что стало причиной для судебного иска против издателя из-за множества ошибок в тексте.
23 февраля писатель покинул город, торопясь уладить дела.
Куприн несколько раз посещал Ригу, в последний раз во время Первой мировой войны, когда работал военным корреспондентом в газете «Русское слово».
Он трактовал Ригу с ностальгией, недоумевая от изменений, произошедших с городом, который когда-то был полон жизни.
В своем очерке «Лифляндия» он выражал печаль от увиденных опустевших домов и бездействующих портов.
После эмиграции в Париж Куприн продолжал поддерживать общение с рижскими товарищами.
В 1930 году получил приглашение от журналиста Петра Пильского работать с газетой «Сегодня», за что ему обещали 1 франк за строку - это было хорошим гонораром на тот момент.
К сожалению, писатель не смог вновь приехать в Ригу, хотя приглашения поступали регулярно.
Однако в 1960 году его дочь Ксения, которая в детстве была с ним в Риге, посетила город как актриса московского Пушкинского драмтеатра.
Ксения провела большую часть жизни в Париже и вернулась в Москву в 1958 году.
В интервью рижской газете она рассказала о своем последнем визите к отцу в Париже перед его возвращением в Советский Союз, отмечая сложности, с которыми столкнулись ее родители в эмиграции.
Однако ее собственная жизнь была успешной, она снималась в рекламе и кино, хорошо зарабатывала, но, к сожалению, не поддерживала своих родителей в трудное время.
Этот факт неоднократно обсуждался знакомыми Куприна, включая Ивана Бунина.
Важно отметить, что след Куприна остался в Риге, даже несмотря на его уход в 1960-е, когда его наследие продолжало жить в воспоминаниях его окружения.