Елена Тополева-Солдунова, председатель комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора, отмечает, что правительство сталкивается с многочисленными вызовами, требующими быстрого реагирования и анализа.
Это время испытаний также затронуло сферу благотворительности и НКО, которые испытали негативные последствия пандемии COVID-19, санкций и потока беженцев.
В начале кризиса правительство не сразу обратило внимание на нужды некоммерческого сектора, который активно начал напоминать о себе.
В результате, правительство прислушалось и внедрило важные меры поддержки, такие как налоговый вычет для организаций, жертвующих средства и имущество НКО, включенным в реестр Минэкономразвития.
Данная мера была введена бессрочно и продолжает действовать.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что правительство активно содействует развитию некоммерческого сектора, что, в свою очередь, позволяет НКО и волонтерским структурам стать неотъемлемой частью государственных стратегий.
Чтобы понять, как инициativen НКО и родительской общественности влияют на социальную политику, можно вспомнить несколько ярких примеров.
Программа «Доступная среда» направлена на улучшение качества и разнообразия услуг для инвалидов и их семей, что стало возможным благодаря инициативе общественности.
Также принят Федеральный закон от 25 декабря 2023 года №651-ФЗ, который законодательно утвердил концепцию ранней помощи, предложенную родительскими организациями и НКО.
Это важный шаг к обеспечению инклюзии, который включает новые формы жизнеустройства, такие как сопровождаемое проживание и трудовая занятость инвалидов старше 18 лет.
Эти новшества поддерживают вовлечение людей с инвалидностью в общественную жизнь.
Учитывая потребности общественных родительских организаций, выплачиваемые пособия для лиц, осуществляющих уход, увеличены и стандартизированы.
Родители детей-инвалидов могут работать в качестве самозанятых без потери пособия.
Кроме того, правительство внедряет систему долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами в рамках федерального проекта «Старшее поколение», который стартовал 1 сентября 2023 года.
Инициатором этого проекта выступает Благотворительный фонд «Старость в радость», который предоставляет методологическую поддержку для разработки и внедрения типовой модели системы долговременного ухода.
Эти примеры показывают, как взаимодействие государства с обществом способствует эффективной реализации социальной политики.
В последние годы наблюдается значительный рост интереса к добровольческой деятельности, которая стала важной частью государственной политики и общественной жизни.
Сегодня редко можно встретить министра или вице-премьера, который не выразил бы благодарность волонтерам за их вклад в развитие страны. Это внимание не ограничивается лишь словами, так как предприняты конкретные шаги по поддержке и развитию этого сектора.
Например, доходы, полученные в рамках добровольческой деятельности, теперь не подлежат налогообложению по НДФЛ, что стало стимулом для большего участия граждан. Организации, которые проводят конкурсы и соревнования, также освобождены от налогов на призы и подарки, предоставляемые участникам.
Дополнительно упростилась система возмещения затрат волонтеров на проезд, питание и временное жилье, что делает участие в мероприятиях более доступным и привлекательным.
Некоммерческие организации (НКО) теперь рассматриваются не только как структуры, способствующие социальной помощи, но и как важные экономические игроки.
Чтобы эти организации могли выделять больше ресурсов на свою полезную деятельность, для определенных категорий был установлен пониженный тариф страховых взносов, который, хотя и с некоторыми трудностями, был продлен до 2026 года.
Также в области корпоративной социальной ответственности Минэкономики создало Экспертный совет по устойчивому развитию и представило новый стандарт отчетности.
Московская биржа обязывает компании публиковать соответствующие отчеты, а Банк России внедрил методологию для рейтингования таких организаций.
Эти меры способствуют тому, чтобы бизнес становился более ответственным и направленным на достижение национальных приоритетов.
Однако ситуация не без недостатков. До сих пор отсутствует полноценная аналитика некоммерческого сектора, что затрудняет определение общего числа социально ориентированных НКО и их направлений деятельности.
Противоречивые данные от различных институтов усложняют планирование. На фоне этого также наблюдается кадровый дефицит, особенно в социальных учреждениях, а работа с волонтерами требует улучшения.
Потребность в системном обучении и вовлечении добровольцев в такие области, как здравоохранение и социальное обслуживание, может значительно повысить качество предоставляемых услуг и привлечь новые кадры, что сделает работу НКО более эффективной и прозрачной.
Некоммерческий сектор стал ключевым инструментом в решении социальных задач и экономическом развитии.
Для дальнейшего прогресса необходимо найти баланс между регуляторной базой и возможностями для роста.
Упрощение отчетности для НКО, развитие государственно-благотворительного партнерства, а также повышение престижа благотворительности и волонтерства — это текущие приоритеты.
Исследования Центра исследований гражданского общества НИУ ВШЭ показывают, что 79% руководителей НКО поддерживают активное взаимодействие с правительством, а 46% отмечают положительные изменения в государственной политике.
Это позитивный тренд, который необходимо развивать.
НКО становятся важной частью социальной и экономической структуры страны, и системная поддержка этого сектора позволит улучшить жизнь граждан и укрепить экономику.
Третий сектор не ограничивается только благотворительностью — это также инвестиции в наше общее будущее.
Основная задача состоит в том, чтобы поддерживать достигнутые результаты и расширять влияние НКО при государственной поддержке.