В Кыргызстане было принято решение объединить службы социального обеспечения, занятости и миграции в одно министерство. Такой шаг был обусловлен не только взаимосвязью и общими целями этих сфер, но и стремлением к комплексному подходу к управлению социальными процессами.
Ранее, до ноября 2009 года, отдельные аспекты этих областей управления находились в ведении различных структур, однако их объединение в одно министерство позволяет более логично и эффективно управлять социальными явлениями. Единое руководство политикой труда, социального обеспечения и миграции способствует более целостному и согласованному подходу к управлению, что в конечном итоге содействует улучшению качества жизни населения.
Политика труда в стране направлена на обеспечение безопасных и достойных рабочих мест, а также на поддержку занятости. Социальное обеспечение призвано гарантировать социальную поддержку и защиту работающих людей, а также уязвимых групп населения. Политика миграции включает в себя регулирование миграционных потоков и обеспечение правового статуса мигрантов.
Объединение этих сфер в единое ведомство упрощает координацию действий между государственными органами и заинтересованными сторонами, такими как работодатели, профсоюзы и общественные организации. Укрупненная структура министерства позволяет эффективнее реагировать на социальные вызовы и обеспечивать более целенаправленную помощь бедным слоям населения, а также поддерживать тех, кто вынужден искать работу за пределами страны.
В настоящее время важно не только обеспечить гражданам стабильное и достойное существование внутри страны, но и защитить их права и обеспечить условия для тех, кто вынужден мигрировать в поисках работы. Министерство труда, социального обеспечения и миграции играет ключевую роль в организации и координации деятельности по обеспечению социальной защиты и поддержки граждан, необходимые для достижения устойчивого экономического и социального развития страны.
Благодаря собранному опыту и знаниям в рамках одного ведомства, становится возможным более эффективное решение актуальных проблем и стимулирование улучшения условий труда, социального обеспечения и миграции. Вместе с тем, для эффективного функционирования министерства важно соблюдать принципы прозрачности, ответственности и справедливости при принятии решений и осуществлении программ. Только такой интегрированный подход позволит обеспечить гармоничное развитие социальной сферы, укрепление социальной защиты и поддержку граждан в различных жизненных ситуациях.
Министерство труда, социального обеспечения и миграции Кыргызстана стремится к созданию условий для улучшения благосостояния населения и обеспечению социальной справедливости, что содействует устойчивому и гармоничному развитию общества.
Количество получателей пособия 'уй-булого комок' в Кыргызстане в последние годы показывает некоторое снижение. Например, в 2022 году это пособие получили 339 тысяч детей, в 2023 году - 285 тысяч, а в 2024 году - 281 тысяча детей. Министерство заявляет, что снижение численности получателей пособия объясняется усилением работы по адресной назначаемости пособия и оказанию социальной помощи на основе социального контракта. Размер пособия составляет 1200 сомов и предоставляется нуждающимся семьям с детьми до 16 лет, чей доход ниже гарантированного минимального уровня. Уменьшение количества получателей пособия указывает на более эффективное распределение социальных ресурсов и целенаправленность государственной политики в решении социальных проблем.
Важно отметить, что снижение численности получателей пособия не означает уменьшение количества малоимущих семей в стране, поскольку изменения в требованиях к получению пособия могут также повлиять на количество получателей.
По данным, иностранные граждане усыновляют (удочеряют) кыргызстанских детей по решению суда. В 2021 году было передано 8 детей, в 2022 - 10, а в 2023 - 13. Необходимо учитывать, что усыновление детей иностранными гражданами подлежит особому контролю и регулированию, чтобы обеспечить безопасность и защиту прав детей.
Однако важно следить за дальнейшей судьбой усыновленных детей, чтобы гарантировать их благополучие и адаптацию в новом семейном окружении. Число детей, усыновляемых иностранными гражданами в среднем в год, может быть переменным и зависеть от различных факторов, включая международные договоренности, законы и правила, регулирующие усыновление, а также социальные и культурные особенности страны.
Следовательно, важно проводить мониторинг и контроль за процессом усыновления (удочерения) иностранными гражданами кыргызстанских детей, чтобы обеспечить их защиту и благополучие.
Представительство иностранной организации, аккредитованное в Кыргызстане, обязано представлять отчеты об условиях жизни и воспитания детей-граждан КР в семьях усыновителей в уполномоченный орган. Также представление копии отчета о детях в семьях усыновителей требуется в территориальное подразделение по месту вынесения решения суда о усыновлении.
В 2023 году через Минтруд было трудоустроено значительное количество граждан Кыргызстана в странах Западной и Восточной Европы. Квота для граждан КР в западноевропейских странах поддерживается на уровне, и важно отметить, что растет количество трудоустроенных граждан каждый год.
В рамках соглашений Центрального трудового государственного регулирования (ЦТГР) при Министерстве Труда и Социальной Защиты с уполномоченными правительством Великобритании операторами Pro-Force, HOPS Labor Solutions Ltd, Ethero Ltd и Agri-HR в 2023 году прошли собеседование 5393 гражданина Кыргызстана. Из них большинство трудоустроено в Великобритании – 5200 человек, в России – 24 человека и в ФРГ – 5 человек. При усилиях частных агентств занятости еще 1167 человек трудоустроены в России, 3107 в Турции, 1202 в Болгарии, 2118 в Германии, 229 в Польше, 1545 в Венгрии.
Однако, возникают случаи, когда сотрудникам министерства приходится возвращать или содействовать возвращению граждан КР из трудового рабства. В течение последних двух лет лишь одна гражданка Кыргызстана, 34-летняя Б. Жээнова, обратилась в министерство. В июне 2023 года она сообщила о принуждении бежать из трудового рабства в селе Красная Дубровка Тульской области России. Сотрудники представительства Минтруда в России помогли женщине вернуться в Бишкек. После прибытия в аэропорт «Манас» Б. Жээнова была встречена сотрудниками отдела по работе с беженцами и размещена в кризисном центре города для оказания помощи и поддержки.
В рамках Национального механизма перенаправления жертв торговли людьми и с участием сотрудников министерства данной женщине была предоставлена необходимая медицинская и социальная помощь, также были закуплены продукты первой необходимости. После процедуры идентификации и проведения процессуальных мероприятий она была признана жертвой торговли людьми. Было возбуждено уголовное дело по статье 166 Уголовного кодекса Кыргызской Республики («Торговля людьми»), расследование которого проводится следственным отделом Управления внутренних дел Первомайского района города Бишкек.
Касательно выделения квот для трудовой миграции иностранных граждан, в 2022 году была утверждена квота в размере 16 610 человек, однако фактическое число выданных квот составило 11 156 человек. Большинство квот было предоставлено гражданам Китая – 5569, Турции – 1892, Пакистана – 904, Индии – 344, Кореи – 303.
В 2023 году было также утверждено 16 610 квот, а фактическое количество выданных квот составило 16 579. Наибольшее количество квот было предоставлено гражданам Китая – 5517, Бангладеш – 2561, Пакистана – 2601, Индии – 1704, Турции – 1363, Узбекистана – 491, Кореи – 293.
На следующий год, 2024, Правительство выделило 25 тысяч квот для иностранных граждан. За первые 4 месяца текущего года квоты получили 17 478 человек. Самое большое количество квот было предоставлено гражданам Бангладеш – 7970, Пакистана – 3955, Китая – 2638, Индии – 734, Турции – 522, Узбекистана – 900, Кореи – 95.
Следует отметить, что квота на трудовую миграцию в Кыргызской Республике распределяется на все отрасли экономической деятельности без ограничений, за исключением государственных служб, таких как государственная гражданская служба, военная, правоохранительная, дипломатическая и прочие.