Николай Бердяев: философия свободы и поиск истины

Мар 18, 2024 / 05:12

Николай Александрович Бердяев, известный как философ свободы, глубоко продумывал понятие свободы как духовный акт, проявление личности и общение через любовь. Его жизненный путь был заполнен разнообразными событиями и вызовами, начиная с дородовой фамилии исторически известных Бердяевых.

Николай Бердяев: философия свободы и поиск истины

Род Бердяевых имел военное наследие, и казалось, что Николаю предназначена военная карьера, но его врожденный индивидуализм и стремление к духовному познанию подтолкнули его к другому пути. После некоторого времени в кадетском корпусе он понял, что не может смириться с узурпированной атмосферой и решил продолжить свое образование самостоятельно.

В университете он начал изучать философию, обращая внимание на работы великих мыслителей, таких как Кант, Гегель и Шопенгауэр. Он стремился понять глубинные философские концепции и связать их с собственными убеждениями.

Николай Бердяев был в поиске истины и свободы, и этот поиск привел его к созданию собственной философской системы, которая стала широко известной и оказала значительное влияние на мыслителей и интеллектуалов разного времени.

Его страстное стремление к истине и свободе отразилось в его сочинениях, которые до сих пор изучаются и обсуждаются. Николай Бердяев оставил неизгладимый след в истории философии, став одним из самых ярких и оригинальных мыслителей своего времени.

Его работы признаны ценным вкладом в историю человеческой мысли и остаются актуальными и вдохновляющими для многих современных философов и искателей истины. Николай Бердяев был и остается символом свободы мысли и духовного стремления, который продолжает вдохновлять и волновать умы людей по всему миру.

В результате обдуманных действий и осмысленных решений, спустя год, осознав, что переоценил свои усилия, главный герой истории решает сменить область деятельности и поступить на юридический факультет. Однако, несмотря на свои усилия, получить диплом ему не удастся.

Наступившие 90-е годы XIX века были временем революционных потрясений в обществе интеллигенции, и студенческие кружки в престижных университетах Российской империи оказались в эпицентре этого бурения. Николай Бердяев поглощён идеями марксизма, что приводит его к вступлению в Союз борьбы за освобождение рабочего класса – серьезную революционную организацию. Вскоре последствия его действий не заставляют себя ждать.

Сначала он попадает под арест за участие в студенческой демонстрации, но благодаря своему высокому положению в обществе и хорошей репутации семьи ему удаётся быстро выйти на свободу. Однако спустя год обвинения становятся гораздо серьезнее – его обвиняют в организации беспорядков, хранении и распространении нелегальной литературы. В Киеве проводятся массовые обыски, и в результате более сотни революционеров оказываются задержаны.

Бердяева исключают из университета и отправляют на три года в ссылку в Вологду, где он заводит много полезных знакомств с будущими ключевыми фигурами в советской власти. Проведённые в заточении годы не проходят даром: Бердяев пишет и публикует свою первую книгу «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии», в которой пытается объединить идеи марксизма с трудами выдающихся немецких философов Канта и Гегеля. Эта книга вызывает значительный интерес и является объектом широких дискуссий.

Таким образом, после окончания ссылки Бердяев возвращается в Санкт-Петербург уже как известный философ. В то время он не отрывается от революционного движения и в 1903 году вступает в «Союз освобождения», созданный известным общественным и политическим деятелем Петром Струве.

Однако, по мнению самого Бердяева, красота видов Рейнского водопада, около которого проходили съезды «Союза освобождения», привлекала его больше, чем содержание самих докладов.

Бердяев не вступил в Кадетскую партию, созданную на базе этого Союза, считая ее слишком буржуазной. Уже тогда он ощущал отчужденность. Революция 1905 года и ее кровавые последствия с более чем десятью тысячами жертв лишь углубили это отчуждение философа от радикализма.

В 1909 году выходит знаменитый сборник статей под названием «Вехи», в котором Бердяев пишет статью под заглавием «Философская истина и интеллигентская правда».

Один из участников сборника, философ Семен Франк, отмечал: «наша задача заключалась в разоблачении духовной узости и идейной бедности традиционных интеллигентских взглядов».

Все семь авторов сборника резко критиковали нигилизм, агрессию, нетерпимость и невежество радикальных революционеров, стремившихся к свержению царства и православия.

Эти философы достаточно проницательно предсказывали, что хаос, вызванный подобными радикалами, в конечном итоге поглотит их самих.

Группа основателей Союза освобождения находилась в Германии в 1902 году. На фото, слева направо: Петр Струве, Нина Струве, Василий Богучарский, Николай Бердяев и Семен Франк (внизу). Изображение: wikipedia.org.

«Вехи» стали главным событием 1909 года и вызвали волну критики. Обсуждения книги собирали огромные аудитории.

Видные революционеры с жаром опровергали авторов: Ленин назвал «Вехи» «вехами».

Сам Николай Бердяев к тому времени стал видным деятелем Серебряного века - уникальной эпохи в предреволюционной России.

Он был постоянным гостем в салоне символиста Вячеслава Иванова, куда сходилась вся кремлевская интеллигенция – такие известные личности, как Александр Блок, Анна Ахматова, Константин Бальмонт, Василий Розанов.

Предчувствуя приближение крупных перемен в мире и в России, представители культуры стремились создать что-то вроде «новой религии» для нового поколения через мистические и духовные исследования. Однако эти поиски, которые в конечном итоге привели к декадансу и упадку, Николай Бердяев вскоре вспоминал почти с отвращением.

Позднее, когда он с женой переехали в Москву, он начал участвовать в деятельности Религиозно-философского общества. Лидия Бердяева, Николай Бердяев, Аделаида Герцык, Евгения Герцык, Максимилиан Волошин Любовь Жуковская. Судак. 1909 год. Изображение: muzeemania.ru

Но его своеобразное толкование христианских идей в итоге привело к конфликту философа с иерархами Русской православной церкви. Бердяев опубликовал статью под названием «Гасители духа», в которой отстаивал право монахов афонского братства, которых в то время Святейший синод обвинил в ереси за увлечение религиозным мистическим движением, известным как «имяславие».

За эту статью его привлекли к суду, но дело было отложено из-за начавшейся Первой мировой войны. Февральскую революцию Бердяев приветствовал с энтузиазмом. В последующем он написал, что Временное правительство имело мало шансов удержаться у власти, поскольку Керенский был умеренным человеком и не мог ощутить настроений народа, который жаждал чего-то большего, нежели свободы февраля.

Бердяев не одобрил Октябрьскую революцию, но считал, что Ленин также не продержится у власти, что означает, что революцию можно будет «пережить».

Николай Бердяев продолжал жить в своей квартире, сохраняя свой кабинет и библиотеку неприкосновенными. Несмотря на то, что философ проводил лекции, осуждая марксизм, новая власть не трогала его. Сам Бердяев утверждал, что у него были «охранные грамоты» благодаря знакомству в ссылке с ведущими деятелями революции.

За пять лет пребывания в Советской России Бердяев добился значительного прогресса: он стал вице-председателем Всероссийского союза писателей, профессором историко-филологического факультета Московского университета. Кроме того, он основал Вольную духовную академию, где проводил лекции, семинары и дебаты по различным темам.

Наличие охранных грамот не освободило философа от обязанностей труда, однако даже это не смогло вывести его из равновесия: «Даже когда была введена обязательная трудовая повинность, и мне пришлось очищать снег и выполнять физическую работу за городом, я не ощущал угнетения и неудовлетворения, несмотря на то, что я привык к умственному труду и испытывал физическое усталость. Я даже видел в этом правду, хоть и неполноценно реализованную. Некоторое время мое существование было скромным, но каждая пища казалась восхитительной, даже в сравнении с годами изобилия».

За это время он дважды был арестован. Первый раз его допрашивал Дзержинский лично, который, проведя беседу с философом и проникшись его идеями, не только отпустил его, но даже предоставил служебный автомобиль для возвращения домой. Однако в 1922 году Бердяева вновь арестовали, и на этот раз политические деятели не позволяли ему выступать философом: ему было предложено либо выехать за границу, либо быть расстрелянным как контрреволюционер.

В 1922 году Николай Бердяев покинул Россию и отправился на знаменитый 'Философский пароход', вместе с около двумястами представителями культуры и оппозиционной интеллигенции. Переезд в Париж в 1924 году стал для него новым этапом, а издание пророческой книги 'Новое средневековье' в том же году принесло Бердяеву европейскую известность.

В своей книге он заявил, что 'новое время заканчивается', и с ним уходят рационализм, гуманизм, либерализм, демократизм – ключевые ценности западной цивилизации. Наступает 'новое средневековье', основанное на иерархии и духовной аристократии. Бердяев верил, что частная собственность будет сохранена, но будет иметь новые ограничения и духовное измерение. Индивидуализм и национализм должны уступить место 'соборности', понимаемой как объединение на новых основаниях.

Философ рассматривал коммунизм как один из возможных путей развития, но критиковал его как ложную идею, обреченную на вырождение. Эмиграционный период стал для Бердяева очень продуктивным. Пожалуй, это было способствовано и наследством от английской поклонницы, которая завещала философу свой дом в Кламаре под Парижем. Здесь он написал и издал множество книг, которые сделали его всемирно известным: 'Творчество и объективация', 'Царство духа и Царство кесаря', 'Русская идея', 'Истоки и смысл русского коммунизма', 'Самопознание', 'Философия неравенства', 'Философия свободного духа', 'Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого'. В этих работах Бердяев затрагивал актуальные философские и социальные вопросы, предлагая новые взгляды на будущее общества и ценности, которые могли бы обеспечить развитие культуры и духовность человечества.

Все эти книги поместили русского философа в один ряд с наиболее известными европейскими мыслителями. В 1940-х годах Бердяева восемь раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но он так и не смог ее получить.

С течением времени Бердяев, в некотором смысле, находимся на пути к примирению с большевизмом, исследуя философские и мистические корни Русской революции. По его мнению, революция соответствовала глубоким чаяниям русского народа и должна была принести на землю высшую правду.

«Миссия русского народа включает в себя реализацию социальной правды в человеческом обществе, не только в пределах России, но и в мировом масштабе», – писал Бердяев. «Пролетариат должен бороться против материализации человека, против дегуманизации экономики, должен продемонстрировать всемогущество человеческой активности», – заключал он.

Не отвергая всех экономических аргументов в пользу революции, он подчеркивал ее духовный источник – мессианство русского духа. Поэтому неудивительно, что когда наступил немецкий фашизм на Советский Союз, Бердяев стал полностью поддерживать Советскую Россию. Он вступил в подпольное братство русских патриотов, сотрудничал с Де Голлем и движением Сопротивления.

Несколько раз его пытались арестовать по доносу, но удивительным образом его выручила философия – поклонники Бердяева нашлись даже среди нацистов. Сам Бердяев потом в шутку писал, что таким образом «save my life».

Накануне Победы в 1945 году он посетил советское посольство на праздничном банкете. А в 1946 году он даже получил советское гражданство. Однако, как и предвидел сам Бердяев, он всё равно умер в изгнании – в 1948 году.

Его мысли о русском народе – его загадочной душе и предназначении сегодня по-прежнему остаются актуальными. «Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он представляет собой сочетание противоположностей. Его можно покорить и разочароваться, он всегда приносит неожиданности, он способен внушать как любовь, так и ненависть. Этот народ вызывает беспокойство на Западе. По своей поляризованности и противоречивости русский народ может быть сравнен только с еврейским народом. Именно у этих народов заметно мессианское сознание. Противоречивость и сложность русской души, возможно, связана с тем, что в России сталкиваются два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ не исключительно европейский и не азиатский народ. Россия представляет собой синтез двух миров. И в русской душе всегда борются два начала, восточное и западное», – писал он в своей книге «Русская идея».

И главная «русская идея», считал Бердяев, это идея «коммюнотарности» (общности) и братства людей и народов. И спустя столетия с этим мнением трудно поспорить. Часто говорят о великих русских композиторах, которыми богата русская культура. Но актуальны ли они в современном мультикультурном мире или им требуется «перевод»?

Николай Андреевич Римский-Корсаков, чья 180-я годовщина отмечается 18 марта, – это очень необычный случай. «Все мы вышли из бондаревских 'Батальонов...'», – сказал когда-то Василий Быков от имени всех писателей-фронтовиков.

Анатолий Александрович Бондарев – выдающийся советский и российский писатель, 100-летие которого отмечается 15 марта 2021 года.

Он ушел из жизни недавно, в 2020 году, дожив до почтенного возраста в 96 лет. Память о его творчестве и литературном наследии останется с нами на долгие годы.

Студенты Казахско-русского международного университета (КРМУ) вернулись из Сочи, где представляли университет и Русский центр на Всемирном фестивале молодежи. Их участие было сложным испытанием, однако время, проведенное в Сириусе, станет незабываемым в их жизни.

Многое в русском языке зависит от правильного написания слов – например, можно рассмотреть различие между слитным или раздельным написанием слов «притом» и «при том». На письме оба эти выражения требуют обособления.

Чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок, важно уделить внимание правилам написания и использования знаков препинания.

Важно поддерживать наших соотечественников, борющихся против давления русофобии и навязанных ценностей. Об этом говорили на форуме «Россия – дом народов» в Москве на секции «Популяризация традиционных общечеловеческих ценностей как основа поддержки соотечественников, проживающих за рубежом».

Согласно данным Минобрнауки, более 350 тысяч иностранных студентов учатся в вузах России, составляя около 7,6% общего числа студентов. Интерес к российскому образованию и языку остается высоким.

Если вы задумываетесь о поступлении в российский вуз, важно быть в курсе всех особенностей обучения в России.

В настоящее время в регионах России отмечают Масленицу – древний русский праздник весны и прощания с зимой. Это время, чтобы обратить внимание на правильное написание названия праздника и вспомнить традиции, связанные с Масленицей и ее символикой.

По материалам: russkiymir.ru