Необходимость кардинальных изменений в патриотическом воспитании

Янв 29, 2025 / 01:57

Александр Щипков, политический философ и ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова, подчеркивает необходимость кардинального изменения в воспитательном процессе.

Он указывает на то, что эгоизм и тенденция к временным решениям больше не могут быть нормой, поскольку именно они привели к глобальному конфликту. Не защищая свои ценности в 1990-х, Россия теперь обязана отстаивать их от угроз со стороны Запада.

Необходимость кардинальных изменений в патриотическом воспитании

Щипков отмечает, что патриотическое воспитание постепенно возвращается в образовательные учреждения, однако возникает вопрос о его глубине и содержании.

Патриотизм сегодня ассоциируется с специальной военной операцией, но это не только физическая война. Необходимо четкое понимание причин, по которым мы боремся, и важно осознать святость наших целей.

Слабость патриотических выражений, таких как «любовь к Родине», заключается в их абстрактности. Анализируя опыт холодной войны, он говорит о пустом гуманизме, который не затрагивает реальные социальные проблемы.

Настоящий патриотизм не может ограничиваться ритуалами, такими как исполнение гимна или поднятие флага. Последние не дают молодежи понимания настоящих ценностей родины, которая должна восприниматься как нечто священное и важное для существования.

Необходим глубинный подход к патриотизму, основанный на понимании и уважении к своей стране.

Сохранение культурной идентичности для будущих поколений - это важнейшая задача, требующая истинного патриотизма.

Патриотическое воспитание должно быть основано на отстаивании наших ценностей и символов, а также на их передаче детям и внукам.

Русское православие играет ключевую роль в этом процессе, так как совместно с верой оно представляет собой специфический тип культуры, основанной на христианских ценностях и представлении общества как «царства правды» и «общества справедливости».

Эта культура проникает и в светскую жизнь, подчеркивая, что ответственность церкви выходит за пределы традиционных богословских и моральных вопросов.

Церковь охраняет как религиозные, так и гражданские святыни, которые имеют глубокие сакральные корни, формируя тем самым основу для социального строя.

Патриотизм, в свою очередь, направлен на защиту этой сакральной основы, и именно этого требует воспитание настоящих патриотов.

Однако в России воспитательная работа все еще осуществляется в рамках советской парадигмы, без глубокого понимания идентичности.

Несмотря на позитивные шаги, такой подход ограничивает достижения, и усилия могут оказаться напрасными.

Главное — не просто проводить воспитательную работу, но и обеспечить осознанное усвоение сакральных основ нашей идентичности.

Говоря об идентичности, невозможно обойтись без учета религиозной традиции, которая формирует этику народа и его коллективное мышление.

Патриот воспринимает запуск ракеты «Ангара» не просто как технологическое событие, а как символ того, что олицетворяет русский инженерный гений, что вызывает гордость за свой народ.

Русский и советский научно-технический романтизм на протяжении истории находился на пересечении науки и религии. Эта взаимосвязь проявляется не только в мечтах о справедливом обществе, но и отражает идеи о «царстве правды», вдохновленные ранними христианскими общинами.

В этом контексте религиозная идентичность людей разных конфессий, таких как мусульмане и буддисты, переплетается с русской культурной традицией, создавая уникальное единство.

Особенно это единство проявляется в кризисных ситуациях, например, на поле боя, где представители различных национальностей могут объединяться под единым патриотическим флагом.

Ярким примером служит случай с бурятами, которые, взяв в плен украинцев, отразили свое чувство идентичности и милосердия, заявив: «Мы, русские».

Сегодня понятие русского вкладывает представление о защитнике своей Родины, которым может быть не только русский, но и бурят, якут или дагестанец.

Очень важно, чтобы базовые представления о сакральных аспектах идентичности прививались подрастающему поколению в образовательных учреждениях, становясь неотъемлемой частью учебной программы.

Это станет основой формирования предметного патриотизма, который подразумевает глубокую связь с историческими и культурными традициями народа.

Создание целостной личности является приоритетом в образовательной системе, которая должна формировать не просто набор компетенций, а глубокую связь молодого человека с традициями своего народа. Подход, при котором учащиеся рассматриваются как «трудовой резерв» или «человеческий капитал», не способен воспитать искреннего патриота. Важно вырастить граждан, которые не будут стремиться покинуть страну ради лучших условий за границей. Без сакральной основы отечественное образование рискует прививать ценности, чуждые настоящему патриотизму, что может привести к ситуации, когда молодое поколение начинает воспринимать свою страну с пренебрежением.

В России важную роль в формировании идентичности играет Церковь, которая выступает связующим звеном между различными эпохами и культурными направлениями. Эрозия дореволюционного и советского сознания привела к определенным сбоям в национальной идентичности, что делает людей уязвимыми к манипуляциям. В результате некоторые начинают стыдиться своей исторической принадлежности и воспринимают свою страну как «незрелую» или «авторитарную».

В последние десятилетия произошел переход к формированию нового понимания национальной идентичности, символом которого стал образ Херсонеса-Крыма. Церковь играет ключевую роль в объединении различных культурных слоев в единую парадигму русскости, призывая к единству и прекращению конфликта, основанного на «гражданской войне воспоминаний». Это соединение необходимо для воспитания здорового, патриотично настроенного общества.

Общность исторической памяти и наследия крайне важна, особенно в условиях, когда некоторые стремятся оторвать нас от этого наследия.

Более десяти лет назад Владимир Путин в Крыму отметил, что русские являются крупнейшим разделенным народом, а недавно указал на признаки гражданской войны в рамках специальной военной операции (СВО).

Эти идеи подчеркивают проблемы идентичности, и без их учета патриотическая логика теряет свою значимость.

Многие воспринимают Крым, Херсон, Запорожье и другие регионы как возвращение частью русского народа, которое исторически было отдано под оккупацию советской номенклатурой. Это воссоединение читается как очевидное.

Существует также мнение, что украинский национализм во многом имеет антирусскую природу, что подчеркивает сложность идентификационной борьбы.

Внутри России есть группы, которые можно назвать новыми власовцами, и хотя их число уменьшилось, они все еще представляют собой серьезную силу. В этом контексте СВО превращается в идеологическую войну с этими группами, представляющими либеральные и компрадорские интересы, где ведется борьба символов и ценностей.

Либеральная «партия» сейчас имеет про-власовскую ориентацию, что стало более очевидным в свете событий на фронте.

Эта гражданская война затрагивает не только освобожденные территории, но и глубинные слои российской жизни, что связано с формированием внутреннего измерения патриотизма.

Западные технологи активно работают над подрывом русской идентичности, применяя различные приемы и уловки, включая попытки навязывания идеи о коллекционной вине русского народа за исторические репрессии.

Это создает новые вызовы для понимания патриотизма и исторической правды.

В последние годы наблюдается поругание православных символов и символов Победы, что вызывает обеспокоенность среди истинных патриотов.

Вспоминая события мая 2014 года в Одессе, можно заметить, как некоторые личности становились патриотами в одночасье, лишь на основе эмоционального порыва, который возник при новостях о столкновениях.

Эти граждане, несмотря на знание языка, отказывались воспринимать русских как людей, чьи жизни имеют ценность.

Истинный патриот понимает, что борьба идет не лишь за безопасность, но и за идентичность, что делает её экстерриториальной.

Каждый удар по нашей идентичности, осуществляемый через деструктивные нарративы, направлен против сакральных символов и культурных кодов России.

Особое внимание стоит уделить давлению на священников и мирян УПЦ и репрессиям против православной общины.

Разграбление «Киево-Печерской лавры», вывезение мощей и реликвий в европейские музеи — это не что иное, как кощунство.

Эти действия направлены на подрыв статуса Киева как сакрального православного места и являются ударом по православию в целом.

Следует отметить, что некоторые политические лидеры, такие как «Дональд Трамп», стремятся подорвать позиции Вселенского православия, о чем свидетельствует история создания «ПЦУ».

Таким образом, духовный аспект конфликта в Украине становится очевидным, что неразрывно связано с отрицанием концепции «Русского мира».

Западная теология отрицает существование Русского мира, рассматривая его как идеологию или ересь, но не признавая его историческую субъектность.

В отличие от этого, другие мира, такие как арабский, тюркский или англосаксонский, вполне допустимы.

Отрицание существования Русского мира является не только актом непризнания, но и ударом по русской идентичности.

Противник не просто стремится разрушить эту идентичность, но и оспаривает право России на историческое наследие, утверждая, что истинные русские - украинцы, и именно они являются законными наследниками территории Российской Федерации.

В условиях глубокого кризиса Запада, который сталкивается с проблемами своей идентичности, России следует обратить внимание на предметный патриотизм, основанный на сакральных основах цивилизационной идентичности, что может стать основой воспитательных программ в образовательной системе.

По материалам: www.pnp.ru