Некоммерческая организация является компанией, чья деятельность нацелена на достижение социально ориентированных целей. Официально зарегистрированные НКО представляют собой юридические лица, обязанные выполнять те же требования и обязательства, что и обычные коммерческие организации. У таких некоммерческих организаций также имеется устав и обязанность предоставлять отчетность. При этом объем отчетности у них, скорее всего, больше, чем у представителей бизнеса.
НО НКО создаются не для получения прибыли, а с целью решения общественно значимых задач, например, помощи нуждающимся, многодетным семьям, инвалидам, охраны природы, развития культуры, спорта, защиты животных и прочего.
Теперь разберемся, почему некомерческие организации традиционно называются третьим сектором экономики. Третий сектор, как уже упоминалось, это некоммерческий сектор. В мировой практике используется термин «первый сектор» для обозначения государства и «второй сектор» для бизнеса. Некоммерческие организации предоставляют услуги своим клиентам и получателям благ, которые часто бывают сложно доступны как для коммерческого сектора (из-за отсутствия прибыли), так и для государственного сектора (вследствие недостатка ресурсов и других причин).
Важно отметить, что НКО не заменяют государство, а дополняют его, помогая в решении социальных проблем. Некоммерческие организации более гибкие и мобильные, они ближе к конечным пользователям и обладают более глубоким пониманием их проблем.
Там, где государство и государственные учреждения связаны с бюрократическими процедурами, регламентами, государственными закупками и согласованиями, некоммерческие организации могут оперативно принимать решения и эффективно распределять ресурсы. Ярким примером такого вмешательства стало начало пандемии коронавирусной инфекции в 2020 году, когда некоммерческие организации активно вступили в борьбу с распространением вируса и оказывали помощь нуждающимся в трудную для всех период.
В период, когда все силы государства были направлены на борьбу с пандемией новой коронавирусной инфекции, непосредственно занимаясь надлежащим функционированием предприятий и обеспечением медицинской помощи, значительное значение приобрели деятельность общественников и представителей некоммерческих организаций.
С самых первых дней они активно включились в предоставление целевой помощи населению: психологическая поддержка, организация доставки продуктов и лекарств, запуск горячих линий, оказание помощи медикам и многое другое.
Алёна Цветкова-Елизарова, руководитель волонтерского центра «Время помогать», который действует в период пандемии, описывает: «Мне уже много лет уделяется общественной деятельности, но период работы в условиях пандемии стал для меня особым. Множество людей присоединились к волонтерскому движению и обрели новых друзей. Наш коллектив собрал в себе волонтеров, готовых оказывать помощь круглосуточно. Это люди, которые несмотря на риск заражения, были готовы помогать тем, кто находился на карантине или в самоизоляции. Наше волонтерство было необходимо в самых разных сферах: поддержка на горячей линии, работа в больницах, доставка продуктов и лекарств пожилым людям, оказание помощи автолюдям старше 65 лет и другие виды деятельности. Этот период пандемии подчеркнул важность общественной работы в решении насущных и важных проблем».
Важно осознавать, что некоммерческие организации в первую очередь представляют собой объединение людей, которые не могут остаться равнодушными к проблемам окружающих и готовы направить свои усилия, время и ресурсы на помощь другим.