В плане изменений Правил дорожного движения (ПДД) возможно внесение более четких формулировок относительно парковки и использования мобильных телефонов за рулем. Также не исключено, что новации коснутся системы интеллектуальной помощи вождению (СИМ) и автономных транспортных средств.
Представители МВД и общественных организаций подчеркивают, что внесение изменений в ПДД должно быть осуществлено тщательно и обдуманно. Подробности связанных с этим обсуждений были представлены в публикации газеты «Известия».
В рамках работы Общественной палаты РФ был проведен круглый стол, направленный на выполнение поручения президента о предоставлении предложений по усовершенствованию Правил дорожного движения. Заместитель председателя комиссии по безопасности и сотрудничеству с общественными наблюдательными комитетами Общественной палаты РФ Александр Холодов отметил, что действующие ПДД были приняты в 1993 году и за 31 год проведено более 50 изменений.
В то же время, в некоторых аспектах возникает неопределенность, добавил он. Холодов утверждает, что некоторые нормы ПДД устарели и не соответствуют современным реалиям общества, организации дорожного движения и развитию дорожной инфраструктуры.
Также он привел пример с пунктом 2.7 ПДД, согласно которому водителю запрещено использование телефона, не оборудованного технологическим устройством для громкой связи. Александр Холодов отметил, что современные мобильные телефоны обладают функцией громкой связи. Таким образом, разговор через громкую связь не нарушает ПДД формально, однако водитель все еще отвлекается от управления транспортным средством, держа телефон в руке.
Кроме того, авторы высказывают мнение о том, что действующий пункт ПДД относительно использования телефонов за рулем был принят в период, когда смартфоны и планшеты не были широко распространены. Это ограничение касается исключительно разговоров по телефону во время вождения, в то время как другие виды использования гаджетов, такие как общение в мессенджерах, просмотр сайтов, игры и голосовые сообщения, фактически не регламентируются.
Александр Холодов призывает обратить внимание на опыт зарубежных стран, где водителям строго запрещено манипулировать телефоном во время движения. Даже для того, чтобы ввести адрес в навигатор или проверить маршрут, автомобилист должен остановиться в некоторых государствах. В связи с этим, сторонники предлагают уточнить и корректировать правила ПДД относительно использования мобильных телефонов.
Андрей Мухортиков, начальник управления стратегической оптимизации дорожного движения в Московском ЦОДД, также выдвигает идею о необходимости пересмотра и дополнения правил ПДД, касающихся мобильных телефонов. Он отмечает, что около 30% ДТП на МКАД происходят из-за отвлечения водителей на телефоны, и подчеркивает, что действия, связанные с отправкой сообщений или письма во время вождения, более опасны, чем простой разговор. Во время разговора водитель все же обращает внимание на дорожное движение, в то время как при общении в мессенджерах взгляд фиксируется на экране устройства. Это может приводить к авариям, когда водитель в последний момент замечает препятствие и не успевает затормозить.
Еще одним спорным вопросом в ПДД считается правила парковки. К примеру, по действующему законодательству запрещается останавливаться ближе чем на 15 метров от остановки общественного транспорта. Тем не менее, вблизи остановок часто присутствует дополнительная разметка, указывающая на запрет остановки.
По мнению Александра Холодова, водители часто воспринимают знаки, запрещающие стоянку и остановку, как точное указание на место, где это действие запрещено. Однако Правила дорожного движения Российской Федерации устанавливают, что автомобиль нельзя парковать не только в пределах 15 м до и после знака «Остановка», но также на аналогичном расстоянии от края соответствующей разметки.
Согласно члену президиума МОО «Координационный совет по организации дорожного движения» и сопредседателю рабочей группы «Безопасность дорожного движения» Евгению Литвину, правила парковки в ПДД нуждаются в серьезной корректировке. Он считает, что в отношении правил стоянки и остановки следует указывать не только места, где нельзя парковаться, а где разрешено.
Литвин отмечает, что на данный момент только в Москве установлено около 100 тыс. знаков, запрещающих парковку. Однако отсутствие знака не означает, что парковаться разрешено в его зоне действия. Запрет остается в силе, несмотря на отсутствие знака.
Подзаконные акты, такие как ПДД, обладают, по словам Литвина, странным правовым статусом, поскольку устанавливают определенные запреты и ограничения, не являясь при этом законом, а только подзаконным актом. Литвин считает, что для соблюдения юридических формальностей Правила дорожного движения необходимо превратить в федеральный закон.
Несмотря на внесенные весной прошлого года изменения в ПДД, касающиеся средств индивидуальной мобильности, участники круглого стола отметили, что все проблемы этого вида транспорта до сих пор не были решены.
По мнению Александра Холодова, все еще остается проблема классификации самокатов с электрическим двигателем в зависимости от их мощности. Часто случается так, что технически сложные и мощные электросамокаты, которые могут достигать скорости близкой к мопеду или мотоциклу, подпадают под те же стандартные требования и правила, что и более слабые модели, как отмечает Холодов.
Кроме того, в Правилах дорожного движения не определены четкие правила поведения для пешеходов и водителей электросамокатов, что часто приводит к конфликтным ситуациям, уточняет глава Союза пешеходов Владимир Соколов. Согласно его точке зрения, необходимо точно регламентировать действия водителей электросамокатов при движении по тротуарам и пешеходным зонам.
Например, в ПДД предлагается установить, что водители электросамокатов могут двигаться справа по тротуару в направлении движения. Если нужно обогнать пешехода, этот маневр должен выполняться на определенной скорости. В случае, если маневр невозможен, водитель электросамоката должен остановиться и продолжить движение только после того, как не создаст помех другим пешеходам на тротуаре, считает он.
Внесение изменений в ПДД, касающихся электросамокатов, является необходимостью, однако вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что одних лишь законов будет недостаточно для решения проблемы. Он утверждает, что требуется комплексный подход.
Внесение новых правил в ПДД - это только первый шаг, важно также определить, кто и как будет контролировать их соблюдение, и какая ответственность будет предусмотрена за нарушения. Очевидно, что нельзя назначить инспектора Госавтоинспекции на каждый электросамокат. Поэтому возникает вопрос о контроле с помощью видеокамер и других технических средств.
С целью обеспечения безопасности дорожного движения необходимо, чтобы все автономные и беспилотные транспортные средства были зарегистрированы и имели уникальные номера, которые могли быть распознаны камерами, подчеркнул представитель Общественной палаты.
Существует целый ряд вопросов, не регламентированных Правилами дорожного движения (ПДД), связанных именно с таким видом автотранспорта. По мнению Александра Холодова, правила были разработаны с учетом человеческого водителя, а не искусственного интеллекта. В результате, в некоторых ситуациях автономные автомобили могут столкнуться с трудностями и просто замереть на месте, считает он.
Он приводит в пример случай, когда на перекрестке равнозначных дорог сразу со всех сторон подъезжают беспилотные автомобили. В соответствии с ПДД, водители сами договариваются о приоритете проезда. Однако, как будут решать свои приоритеты беспилотные транспортные средства? Холодов опасается, что они могут просто застыть на месте, пока не разрядятся аккумуляторы.
Научный центр безопасности дорожного движения при МВД РФ, возглавляемый полковником полиции Дмитрием Митрошиным, утверждает, что Правила дорожного движения охраняют интересы всех участников дорожного движения. Изменение сложившихся стереотипов и моделей поведения, в попытке решить конкретные вопросы, может вызвать еще большие проблемы.
Любые изменения в ПДД могут повлечь за собой серьезные последствия для жизни и здоровья людей. Мы изучаем возможные изменения и вносим поправки в ПДД на основе анализа, включая мнения общественности. Однако, следует подходить к каким-либо изменениям в ПДД очень осторожно и обдуманно. Необходим пошаговый подход, а вовсе не революционные изменения, подчеркнул Дмитрий Митрошин в ходе обсуждения на круглом столе.