История национальных меньшинств в Румынии и Бессарабии

Май 27, 2024 / 16:20

В 1927 году бухарестская газета «Универсул» задавала вопросы национальным меньшинствам, вызывая споры и обсуждения в обществе. В то время власти королевства Румыния пропагандировали официальную культурную политику, в рамках которой острым было вопрос взаимоотношений с этносами, не румынского происхождения.

История национальных меньшинств в Румынии и Бессарабии

Философ и писатель Ион Петрович высказывал идеи о румынизации меньшинств, утверждая, что румынам удалось добиться этого быстрее, чем русские русифицировали Бессарабию. Гагаузы, как одно из национальных меньшинств, оказались в центре внимания. После Февральской революции 1917 года в Бессарабии возникли призывы к автономии края, что вызвало беспокойство у национальных меньшинств.

Историк Изяслав Левит отмечал, что бессарабские гагаузы, болгары, греки, немцы и другие неоднозначно воспринимали подобные идеи. Важную роль в жизни гагаузов играла Российская империя, которая предоставила убежище этому народу, избавив его от османского иго. Гагаузы получили льготы, освобождены от налогов, обладали земельными наделами.

В русских учебных заведениях формировалась гагаузская интеллигенция, а в российской армии появлялись офицеры-гагаузы, в том числе и в элитных подразделениях. Эти факты подчеркивают сложность и многовариантность истории и культуры национальных меньшинств, их вклад в развитие общества и их особенное отношение к родине.

Национальные меньшинства имеют свою уникальную историю, своих героев и связь с теми странами, где они родились или где нашли приют. Они испытывали трудности и страдания в своей истории, также как и многие другие этнические группы. Их вклад в общественную жизнь, в культуру и науку несомненно важен.

Национальные меньшинства обогащают культурное наследие и сохраняют традиции, которые передаются из поколения в поколение. Важно уважать и понимать их историю и права, не забывая о том, что все люди имеют право на свою идентичность и самовыражение. Наступит справедливый день, когда все этнические группы смогут жить в мире и согласии, сохраняя свою культурную и языковую самобытность, и утратить права национальных меньшинств уже не будет необходимости.

Русский язык считался вторым родным для народа. Поэтому неудивительно, что, как отмечал известный гагаузский историк Федор Ангели, у гагаузов и болгар было особенное чувство страха перед мыслью о том, что они могут оказаться за пределами России.

В телеграмме сельского комитета села Устье Оргеевского уезда Временному правительству высказывалась позиция о том, что молдавское население считает разделение Бессарабии на отдельную политическую единицу губительным. Однако были и те, кто поддерживал идею независимости Бессарабии.

В конце октября 1917 года в Кишиневе прошел военно-молдавский съезд, который послужил основой для создания 21 ноября (4 декабря по новому стилю) Совета страны, известного как «Сфатул цэрий». 2 (15) декабря этот совет провозгласил образование Молдавской Народной Республики.

Заключив перемирие с Четверным союзом 26 ноября (9 декабря), Румыния начала вторжение в Бессарабию в январе 1918 года с четырьмя дивизиями. Гагаузы также участвовали в партизанских отрядах, пытавшихся противостоять интервентам. Произошло несколько вооруженных столкновений с румынскими войсками, в том числе в селе Кислица-Прут.

В селе Кубей (ныне Одесская область) местные жители, получив оружие от русских солдат, организовали отряд из 300 человек и разгромили подразделение румынской армии. Однако по приходу румынских войск в село была совершена расправа над местными жителями. Крестьяне из гагаузского села Дезгинжа также сопротивлялись, открыв огонь по румынским кавалеристам. Несколько партизан из деревни были арестованы и казнены румынскими властями в дальнейшем.

Во время боев с оккупантами под Измаилом и Болградом активное участие принимал гагаузский отряд, который находился под командованием уроженца села Кириет-Лунга, бывшего солдата русской армии по имени Василий Арабаджи. Позднее он стал известным советским дипломатом, тюркологом и преподавателем МГИМО.

Во время румынской оккупации возникла идея об автономии для Буджака. Так, 10 января 1918 года на совместном заседании земства Аккерманского уезда и городского совета уроженец этого района по имени Василий Николаевич Искимжи выдвинул предложение об автономии Буджака в рамках новой федеративной России. Искимжи был офицером, противником царизма, молдавского национализма и идеи присоединения к Румынии. Он активно организовывал сопротивление румынским войскам и, впоследствии, оказался на территории Советской России.

27 марта 1918 года в ходе открытого и поименного голосования в «Сфатул Цэрий» принималось решение о присоединении Бессарабии к Румынии. По результатам голосования 'за' проголосовали 86 депутатов, 'против' было 3, 36 воздержались. По мнению современных историков, при тайном голосовании результаты могли бы быть отличными. Один из трех депутатов, высказавших против присоединения, был гагауз по имени Михаил Русев. Он от имени кооператоров Буджака подписал акт о незаконности присоединения региона к Румынии. В последствии он был арестован и осужден румынскими властями, лишен возможности участвовать в общественной жизни и, к сожалению, окончил свою жизнь самоубийством. Несколько членов 'Сфатул Цэрий', выступавших против интервенции, были расстреляны.

События, происходившие в Бессарабии в период начала румынской оккупации, вызывали бурное возмущение даже среди политических деятелей в Бухаресте. Например, депутат румынского парламента Александр Мыцэ направил письмо премьер-министру страны Александру Вайда-Воеводе, в котором он описал ситуацию в крае следующим образом: «С приходом румынских войск в Бессарабии произошли неслыханные жестокости, сравнимые только со случаями произвола в уголках Африки. Никогда в истории народ Бессарабии не подвергался таким жестокостям, как сейчас».

По официальным данным румынской администрации, к октябрю 1934 года в стране насчитывалось более 100 тысяч гагаузов. Из них 35 873 проживали в Кагульском уезде, 38 072 в Тигинском (Бендерском), и 20 583 в Измаильском. Самым крупным гагаузским поселением была Чадыр-Лунга, где проживало 7 116 человек.

Тем не менее, эти цифры не отражали реальной ситуации. По данным сборника «История и культура гагаузов» из 2006 года, более 5 тысяч гагаузов в одном Комрате произвольно были зарегистрированы как румыны. Также гагаузы, жившие рассеянно среди молдаван и болгар, считались румынами.

В декабре 1921 года Директорат народного образования Королевства Румыния издал указ о прекращении преподавания русского языка и переводе всех учебных программ на румынский. Русские школы закрывались, учебники не издавались, что вызывало проблемы с языковым барьером и ограничивало доступ гагаузов к образованию. Например, 5 декабря 1929 года учащиеся 6-го класса лицея в Комрате отказались от уроков учителя из-за непонимания его уроков.

Третий и пятый классы провели забастовку 7 и 12 декабря. Школы планировали провести пропаганду румынской культуры, организовывать народные праздники с танцами, хорами и лекциями. Учителя, не желавшие принять участие в румынских празднествах, подвергались наказанию, известному как «общественное презрение». Это привело к снижению посещаемости школ.

Например, в 1925 году в Казаклии только 14,3% детей посещали учебные заведения. Грамотность взрослых была низкой. В селе Этулия в 1930 году доля неграмотных мужчин составляла 61,8%, а женщин – 90,8%. В городе Комрат только 3 из 10 женщин обладали грамотностью, и именно здесь, Комратская женская гимназия, созданная при русском правлении, была преобразована в техническое училище. Это привело к одним из самых высоких показателей неграмотности в Бессарабии – 43,2%. В целом, доля неграмотных мужчин в регионе составляла 48,5%, а женщин – 74,9%.

Гагаузские села Димитриевка и Саталык-Хаджи имели особую культурную ситуацию в апреле 1940 года, поскольку они были окружены болгарским населением. После заселения гагаузов в эти места из-за брачных связей они потеряли национальное самосознание, так как у болгар не было школ на родном языке или организаций, способствующих сохранению национальной идентичности. Определенное воздействие на гагаузов оказывал и языковой вопрос, особенно касающийся призыва гагаузов в королевскую армию, где они направлялись на службу в строительные батальоны и другие вспомогательные войска.

В условиях внешнего давления развитие гагаузской культуры продолжалось благодаря усилиям православных священников-гагаузов. Один из ярких представителей был протоиерей Михаил Чакир, который активно поддерживал развитие культуры, издавая литературу и газеты на гагаузском языке, а также разрабатывая словари.

В своем некрологе, опубликованном в журнале «Вяца Басарабией», его деятельность описывалась как важная для поддержания и развития гагаузского народа в условиях подавления и безразличия со стороны других цивилизованных народов.

В силу языковых проблем и экономической нестабильности детям из гагаузских сел часто трудно было получить образование выше начального уровня. Поэтому многие из них вынуждены были искать возможность обучения за пределами своей страны.

Нередко единственным бесплатным вариантом образования становилось обучение в Турции. Так, музыкант Василий Екюзчю, фольклорист Петр Заврак, историк Василий Чебанов, писатель Доган Дан – все они изучали в Турции и достигли успеха в своих областях.

Однако для гагаузских студентов поездки в Турцию часто означали изменение имени и лишение возможности вернуться на родину из-за политических обстоятельств. Некоторые из них, такие как профессор Георгий Мутаф, даже стали востребованными специалистами за рубежом. Они сделали значительный вклад в науку и культуру, демонстрируя свой талант за пределами своей страны.

Все это подчеркивает неудачность политики румынских властей, которые создавали препятствия для развития культурного и научного потенциала гагаузов.

Гагаузы не только ехали в Турцию, но также эмигрировали в другие страны за лучшей долей, в частности, в Бразилию и Аргентину.

Тяжелое социально-экономическое положение в Гагаузии и на всей Бессарабии приводило к симпатиям бессарабцев к левым идеям и вызывало различные формы сопротивления властям.

Одним из наиболее значительных событий политического и социального протеста в Бессарабии в период между войнами стало Татарбунарское восстание 15–18 сентября 1924 года, охватившее весь юг Бессарабии и объединившее в себе участие молдаван, гагаузов, русских, украинцев и болгар.

Румынские власти жестоко подавили это восстание и обвинили Москву в его организации.

Один из способов сопротивления румынским властям заключался в бойкоте выборов с отказом голосовать за кандидатов румынских партий.

Во время уездных выборов 1930 года в Бендерском уезде 50% избирателей бойкотировали выборы.

Этот блок получал значительные проценты голосов в гагаузских Комрате, Чадыр-Лунге, Кирсово, Ермоклии, Дезгинже, Бакчалии.

Прогресс левой партии вызвал реакцию правительства в виде жестоких мер в отношении комитетов Рабоче-крестьянского блока.

В феврале-марте 1938 года в Румынии наступил период, который получил название «королевской диктатуры», с полным запретом на политические партии.

В результате была проведена реформа административного деления страны, разделенной на 10 областей, возглавляемых королевскими резидентами с полными исполнительными полномочиями.

Гагаузский народ был разделен.

Постановлено было полное запрещение использовать языки, отличные от румынского.

Но исторические события сыграли противоречивую роль для жителей Бессарабии 28 июня 1940 года, когда на территорию региона вступили советские войска.

В конечном итоге, несмотря на усилия по румынизации гагаузского населения между 1918 и 1940 годами, румынские власти не смогли исказить национальную идентичность гагаузов, которые сумели сохранить свое самосознание, язык и культуру.

По материалам: www.rubaltic.ru