История Дома печати на Никитском бульваре от Маяковского до нашего времени

Мар 2, 2025 / 20:51

105 лет назад, по инициативе Владимира Маяковского, нарком просвещения Анатолий Луначарский открыл Дом печати в усадьбе Прибыловых на Никитском бульваре.

Этот исторический дворец, который помнит Пушкина, стал клубом для литературных деятелей, где Маяковский играл в бильярд, а с Есениным прощались. Позже он стал Центральным домом журналистов, важной культурной и общественной площадкой.

История Дома печати на Никитском бульваре от Маяковского до нашего времени

В настоящее время при реставрации, Домжур продолжает привлекать внимание. Его директор Вячеслав Умановский сообщил, что дом 8а выглядит как самостоятельный дворец благодаря парадному дворику-курдонёру, а краеведы напоминают, что это всего лишь флигель усадьбы Гагариных, построенной в 1730-х годах.

Этот флигель является единственным уцелевшим после Великого пожара 1812 года. В результате ремонта он стал трехэтажным, в отличие от оригинального двухэтажного плана. Пушкин тоже видел эту трехэтажную постройку: в 1831 году он танцевал на балу у хозяйки дома Анастасии Михайловны Щербининой, известной своей интеллектуальной средой.

Существует переписка, в которой упоминается, как Пушкин был на этом балу 20 февраля 1831 года, что демонстрирует культурное значение этого места в историческом контексте.

Главный герой текста радуется, так как недавно состоялась его свадьба, которую он, похоже, считает важным событием.

Он познакомился с женой своего друга и выражает восхищение ее красотой.

Вторая часть текста рассказывает об интересной судьбе дома, ставшего в прошлом особняком.

В середине XIX века его владельцем стал купец Александр Прибылов, который благодаря успешному ведению текстильного бизнеса смог приобрести недвижимость в Москве.

После его покупки в 1872 году, дом был модернизирован по проекту архитектора Александра Вивьена, что помогло ему стать более современным и привлекательным.

Однако сам Прибылов не успел насладиться обновленным жильем, так как скончался в 1874 году.

Его наследники жили в доме до 1918 года, когда он был реквизирован.

В тот период особняк оказался в руках Александра и Софьи Макеевых, которым достались лишь две комнаты.

К сожалению, их судьба, как и судьба дома, отражает трагические изменения, произошедшие в XX веке.

В тот же год было открыто новое учреждение - «Дом печати», что также подчеркивает изменение социальных и культурных условий в стране.

Вступительное слово о задачах нового Дома печати произнес товарищ П.М. Керженцев, на тот момент возглавлявший РОСТА, ныне известное как ТАСС.

Этот момент начал новую страницу в истории знаменитого здания, которое помнило таких величин, как Пушкин и его вдохновительница Наталья, а также многих других авторов российской культуры.

Платон Керженцев, олицетворяющий идеалы своего времени и будучи многогранной личностью большевистской эпохи, стал вызывающей фигурой для москвичей, связанных со старой культурной традицией.

Он стремился к реформированию, рассматривая культуру как инструмент для повышения производительности труда — в отличие от своего предшественника Анатолия Луначарского, который проявлял больше уважения к интеллигенции.

В 1930-х годах именно Керженцев инициировал значительное упрощение и реформирование музейной сферы, что привело к арестам множества ученых-гуманитариев.

Однако в 1920 году, когда еще шла Гражданская война и создавался военный коммунизм, гуманитарная сфера сохраняла отголоски Серебряного века, позволяя в одном клубе соприкасаться представителям различных литературных направлений — от Блока до Маяковского и Есенина.

Это создавало уникальную атмосферу, которая вскоре изменится, подавляя разнообразие и таланты, что делает открытие Дома печати особенно значимым: в отличие от ЦДЛ, который позже стал более элитарным, этот клуб стал настоящей артерией культурной жизни того времени.

В 1938 году Дом печати стал известен как Центральный дом журналиста (Домжур), сохранив свое название и до наших дней.

Хотя он не имел такого же статуса, как Дом литераторов, в нем царил дух свободы, особенно заметный в 1970-х годах.

Это было место для профессионалов журналистики, которые, создавая политически корректные тексты, хорошо осознавали важность лозунгов и их истинного значения.

В Домжуре журналисты с красным значком и стальным пером на лацкане общались между собой, погружаясь в атмосферу взаимопонимания и профессионализма.

Устав Дома печати провозглашал цель объединения работников культуры в области печати, литературы и искусства, способствуя развитию новой культуры и товарищескому общению.

Как отмечает краевед Алексей Митрофанов, над входом в Домжур висели таблички с названиями различных организаций – от юридической консультации до редакции журнала «Журналист».

Однако, по сути, сердцем этого заведения стал его ресторан, ставший центральным местом встреч для журналистов и писателей.

Спокойная атмосфера и неформальные беседы во многом определили характер общения и взаимодействия профессионалов в сфере медиа, делая Домжур поистине уникальным клубом, который способствовал развитию журналистики в стране.

Журналист А. Февральский описывал открытие клуба: «Открытие Дома печати прошло в дружеской атмосфере. После официального мероприятия гости переместились в уютную столовую, где была организована трапеза, состоящая из чая без сахара, кусочка черного хлеба, сельди и прочих скромных яств. Маяковский потчевал нас, утверждая: «Кушайте сельдя, замечательный сельдь!». Сельди занимали важное место как в его быту, так и в стихах».

В настоящее время Центральный дом журналиста возглавляет Вячеслав Умановский, который окончил факультет журналистики МГУ в 1986 году. Он начал свою карьеру в г. Новый Уренгой, работая корреспондентом городской газеты «Правда Севера», а затем занимал различные должности в сферах радиовещания и был директором «Радио России».

С 2017 года Умановский возглавляет Дом журналиста. Он говорит, что этот дом стал важной частью его жизни, куда ему всегда хотелось приходить, еще со студенческих времен. Умановский признается, что, если бы кто-то сказал ему в студенческие годы, что он станет руководителем «Дома печати», он бы не поверил.

Сейчас он счастлив, что так и вышло, и надеется, что Домжур снова станет настоящим домом для всех журналистов. Указывая на известную пропускную систему, он вспоминает, что возможность чаще бывать в Домжуре была мечтой многих журналистов.

Когда я возглавил Домжур, одной из первых задач моей команды стала организация новой пропускной системы.

Журналисты могли попасть в здание на основе трех видов документов: членский билет Союза журналистов, удостоверение работника СМИ или студенческий билет факультета журналистики.

До начала реставрации студенты имели возможность посещать Домжур для общения и просмотра фильмов.

Старинное здание требует бережного ухода и регулярных ремонтно-реставрационных работ.

Вячеслав Владленович пояснил, что сейчас идет именно реставрация, а не капитальный ремонт.

Это ключевое отличие, так как целью является сохранение исторического облика здания без изменений или перестроек.

Дом журналистов состоит из двух частей: одна с Никитского бульвара, другая — с Калашного переулка.

Построенное в конце XVIII века здание на Никитском бульваре — одно из немногих, переживших пожар 1812 года.

Вблизи расположены дом Гончаровых и церковь Вознесения, где венчались Пушкин и Натали.

Документы подтверждают, что знаменитая пара неоднократно посещала Дом журналистов, что придает месту особую историческую значимость.

Существует легенда, что Александр Сергеевич Пушкин впервые прочитал свою поэму «Полтава» именно здесь. Хотя мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию, она добавляет атмосферности месту.

На данный момент сроки завершения реставрации неопределены, но я уверен, что результаты работы удивят всех. Мы успешно восстановили фасад здания, сохранив его оригинальную лепнину XIX века. Интересно, что мастера очищали эту лепнину с помощью зубочисток, что демонстрирует высокий уровень проделанной работы.

Кроме того, мы занимаемся восстановлением полов в нескольких залах. В текущий момент значительная часть здания закрыта для посетителей, и открыто лишь одно крыло с двумя залами кинотеатра. Рекомендую его посетить, так как это один из немногих мест в Москве, где показывают фильмы на оригинальном языке.

Несмотря на реставрацию, в Домжуре по-прежнему проходят мероприятия Союза журналистов России, такие как Федеративный совет, собравший представителей СМИ со всей страны. Недавно состоялась церемония награждения от Союза журналистов России, на которой были отмечены лучшие столичные СМИ, в том числе те, кто работал в зоне боевых действий.

После окончания реставрационных работ мы возобновим ранее привычные мероприятия, включая фотовыставки, которые проводились ежемесячно. В Домжуре выставлялись работы многих советских и российских фотографов. Мы сотрудничали с ТАСС и РИА Новости, организовывали выставки к юбилеям различных изданий.

Я уверен, что после завершения реставрации Домжур станет вновь центром притяжения для журналистов не только из Москвы, но и из других регионов, включая новые территории. На открытие мы обязательно пригласим представителей известных газет и журналов.

По материалам: www.mk.ru