В течение 2020-2022 годов ведущие специалисты Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы провели исследование, посвященное одной из ключевых проблем философии - понятию бытия человека в разнообразии его социокультурных проявлений как в историческом, так и в современном обществе.
Этот проект был поддержан грантом Российского фонда фундаментальных исследований (в настоящее время - Российского центра научной информации).
Под руководством профессора Нура Кирабаева, заведующего кафедрой истории философии, коллектив исследователей работал в рамках международного проекта совместно с учеными из Университета Чжэнчжи в Тайбее, Тайвань.
Они проводили анализ феномена человека, используя подход полидисциплинарности и учитывая влияние восточных, западноевропейских и русских культур.
Целью исследования было показать процесс возникновения философско-антропологических, религиозных, теологических, этических, теоретико-коммуникационных и других учений известных мыслителей различных культур, включая восточные (в том числе тайваньские), западные и российские, в рамках соответствующих культурных традиций.
Действуя под руководством Нура Кирабаева, историко-философский анализ учений представителей разных культур позволил провести глубокое и всестороннее исследование становления философии как науки.
Начав с анализа теоретико-философского умозаключения о природе человека, ученые использовали данные из различных областей знаний, таких как социальные науки, этика, медицина, теории массовых коммуникаций, религиоведение и цивилистика.
Это позволило сформулировать обобщенные выводы относительно понимания сущности человека в различных культурах, включая культуры Востока и Запада, а также различным философским традициям России на разных этапах истории.
Нашей группе удалось установить теоретический диалог с учеными из Тайваня, что позволило провести анализ исследований тайваньского мыслителя Ху Ши и его представлений о человеке в контексте определенных культурных и социальных условий. Особое внимание было уделено рассмотрению концепции образования в восточных странах, в особенности в Китае.
Однако это лишь одно из направлений исследований, поскольку основное внимание в нашем проекте было уделено теоретическому анализу взаимодействия цивилизаций в рамках определения гносеологического статуса человека в христианстве и исламе. Ученые провели сравнительный анализ представлений о соотношении веры и разума в христианской и мусульманской культурах, проанализировали толкования священных текстов обеих религий. Была выявлена значимая роль исламских ученых Средних веков в формировании современных философских знаний, а также проанализированы аксиологические основания ислама.
Наши исследования охватили специфику философского и теологического видения человека в греко-византийской патристике, которая является ключевым источником для российской культуры и православия. Мы достигли выводов о параллельном развитии философско-религиозных знаний на арабском Востоке и на территории Византийской империи.
С помощью наших коллег были изучены и систематизированы тексты по религиоведению, богословской патристике, а также философские и культурологические источники для того, чтобы обосновать представления о человеке в рамках истории русской философии в Древней и Средневековой Руси. Результатом наших трудов стала монография, в которой основным методологическим принципом выступает теоретическая междисциплинарность для обоснования древнерусских философских и религиозных концепций о человеке.
Отметим, что помимо написания монографии, в первый год работы над проектом члены научного коллектива подготовились к публикации 10 научных статей.
Следующим этапом исследования, как объявил профессор Кирабаев, стало изучение феномена человека с точки зрения его разнообразного бытия: гражданского, социального, этнокультурного, религиозного, цивилизационного, коммуникационного, этико-нравственного.
Был проведен анализ различных философско-антропологических учений, как отечественных, так и зарубежных, включая учения Востока в сравнении с западными течениями, и сделаны обобщения концепций русской философской мысли.
Особое внимание было уделено изучению влияния современных технологий на человека, образование и культуру. «Я рассмотрел понятия 'высоких образовательных технологий' (Hi-Ed), высоких технологий (Hi-Tech) и высоких гуманитарных технологий (Hi-Hume) в их взаимосвязи, а также общее и особенное проявление этих технологий в историческом развитии», - поделился Нур Кирабаев. - И было предложено авторское видение изменяющейся роли человека в новой реальности стремительного развития технологий (Hi-Tech) - концепция изменений в понимании онтологии человека.
Современные масс-медийные структуры (печатные издания, онлайн издания, радио, телевидение и telegram-каналы) представляют собой социальный институт, обладающий всеми возможностями для воздействия на человека и общество.
Мы исследовали формы и методы имитации коммуникаций и регулирования общественной и политической жизни с помощью средств массовых коммуникаций.
Сравнение систем образования в России и Тайване с точки зрения применения духовных оздоровительных практик и направленности образования на духовные «технологии» и философские основания педагогического процесса позволяет выявить интересные аспекты развития образования в разных странах.
Особое внимание уделено русской философии и выведению концептуальных оснований учения Алексея Лосева, что является важным шагом в понимании роли философии в образовании.
Вместе с участником проекта Сергеем Анатольевичем Нижниковым был проведен анализ понимания соотношения метафизики и диалектики и их влияния на метафизическое рассмотрение человека.
Алексей Лосев понимал метафизику прежде всего как метод познания, что открывает новые перспективы в области философии образования. Лосев рассматривал человека как существо метафизическое, сущность которого развертывается через трансцендирование налично сущего. На основе этого антропология Лосева приобретает уникальный персоналистический характер, связанный с византийским исихазмом.
Исследования в области русской философии представлены в статье, опубликованной в журнале «Вопросы философии» (2022, №5) и служат важным вкладом в философию образования.
Русская философия охватывает широкий круг тем и проблем, предоставляя исследователям богатый материал для дальнейших исследований.
Ольга Чистякова провела работу, рассматривающую взаимодействие русской и византийской философии, анализируя понимание природы человека в различных культурных контекстах.
Ольга Васильевна исследовала процесс зарождения и становления теоретизирования о человеке в византийской философии ранних и поздних периодов, а также в древнерусской мысли Киевской Руси, что дает новые возможности для понимания эволюции философии и образования.
В целом, исследования в области философии образования, основанные на работах Лосева, Чистяковой и других ученых, способствуют развитию современного образования и формированию нового взгляда на роль духовности и философии в педагогическом процессе.
Подобные исследования и их результаты помогают расширить горизонты понимания образования и способствуют формированию инновационного подхода к образовательной деятельности, учитывающему духовные и философские аспекты человеческого бытия.
Преемственность с византийской мыслью и самобытный феномен раскрываются в оригинальных антропологических учениях, религиозных течениях и идейных направлениях. По мнению доктора наук Ольги Чистяковой, древнерусская мысль имела генетическую связь с антропологической проблематикой византийской философии и греко-византийской культурой.
Теоретизирование в богословских спорах, мистико-религиозном гносисе, обоснование постепенного восхождения человека к Богу, рационализация религиозных и социальных проблем, связанных с государственными задачами Руси, это всё воспринималось древнерусским «мудроборством».
Авторы коллективной монографии провели сравнительный анализ представлений о человеке в российской, западноевропейской и восточной историко-философской мысли. Они показали преломление этих представлений в русской философии XIX и XX веков, а также в значимых постсоветских исследованиях.
Древнерусская мысль, согласно исследованиям, содержала уникальные философские элементы уже в ранний период русской государственности. В работе уделяется особое внимание антропологической проблематике в учении исихазма, концепции нетварного и Фаворского света в рамках мистико-религиозного направления XI века, которые перешли в средневековую русскую культуру и философские учения русских мыслителей.
Коллективное монографическое исследование представляет широкий спектр авторских взглядов, связанных общей темой проекта РФФИ, и включает совместные статьи российских ученых и партнеров из Университета Чжэнчжи.
Авторы рассматривают вопросы сущности человека в различных культурно-исторических контекстах, демонстрируя их влияние на развитие русской философии и ее отношение к западной и восточной мысли. Исследование позволяет более глубоко понять особенности древнерусской мысли, а также ее взаимодействие с культурой и философией других народов.
Отечественная востоковедческая наука представлена в оригинальном свете, переосмысливая богатое духовное наследие Востока и раскрывая китайские и индийские традиции духовного и физического здоровья человека. С.А. Нижников на основе концепции диатетики Иммануила Канта привнес принципы физического, психического и духовного здоровья в западное мышление.
Внимание было уделено антропологической специфике древнекитайского мировоззрения («даосизм» и «конфуцианство») и принципам, лежащим в основе мироздания, общественного поведения и морали. Философ Валерий Киселев рассматривал аспекты понимания человека в его социокультурном окружении, объединяя различные методологии, научные данные, светские и богословские источники, концепции восточных и западных традиций заботы о здоровье и духовных практик.
Эта работа позволяет рассматривать человека как центр пересечения культурных и цивилизационных ценностей, проблем современности. Результаты исследований представлены в 24 статьях и 2 монографиях. Кроме того, в издательстве Springer опубликованы 3 сборника Международной конференции «Философия человека как проблема междисциплинарных исследований», организованной РФФИ совместно с университетом Чжэнчжи из Тайваня.
Исследования показывают глубину и разнообразие подходов к изучению духовных практик и ценностей различных культур, вносят вклад в понимание современных вызовов и проблем.
С учетом принципа передачи проблематики в религиозно-антропологической философской традиции мы работаем над поддерживаемым Российским научным фондом проектом под названием «Византийская философия как явление взаимодействия западной и восточной культур и источник формирования философии в Древней и Средневековой Руси».
Основная цель данного проекта заключается в том, чтобы вернуть потерянное внимание российского общества к великому наследию византийской мысли, которая сыграла значительную роль в развитии культуры, философии, богословия, житейской традиции, искусства, эстетики и литературы Древней и Средневековой Руси.
Благодаря наследию Византии через континуум с Русью, эта философская традиция сохраняет свою актуальность и для современной России.
Генезис византийской философии происходил на основе синтеза разнообразных западных и восточных теоретических и религиозных источников, и в рамках данного проекта планируется выявить и объяснить влияние византийской философии в ее близком взаимодействии с христианским богословием на культурный мир Средневековья на Востоке и Западе бывшей Римской империи, а также воздействие европейских и арабо-мусульманских философских и религиозных традиций на формирование византийской философии.
Византийская философия, находившаяся на стыке различных цивилизаций и культур, в значительной степени определила развитие философской и богословской мысли в Древней Руси, а также теоретическое мышление в средневековой Руси.
Поэтому важной основной задачей проекта является теоретическое обоснование процесса формирования философии в Древней и Средневековой Руси с выявлением особенностей как передачи философских, антропологических, религиозных идей византийских мыслителей, так и развития истинно отечественной философской мысли.