В Уфе прошел уже шестой форум школьного образования под названием 'Взлетай', на котором собрались более тысячи педагогов из региона, чтобы обсудить актуальные проблемы и причины негативного поведения учащихся.
Секретарь башкирского Совбеза Валерий Олейник выступил перед учительским сообществом и подчеркнул, что дети становятся жертвами агрессивной информационно-пропагандистской кампании со стороны Запада в контексте конфронтации в сфере стратегического ядерного вооружения. Он утверждает, что сегодня в информационном пространстве ведется настоящая война с целью разложения молодежи и их вовлечения в различные формы деструктивной деятельности, включая терроризм и экстремизм.
Олейник уверен, что украинские спецслужбы и их западные кураторы активно вербуют российских граждан, особенно молодежь, для участия в террористических и экстремистских акциях. В рамках противодействия распространению идеологии терроризма проводится широкомасштабная работа по предотвращению радикализации молодежи. По словам Олейника, особый риск зарубежного влияния испытывают лица, склонные к идеям национализма и неонацизма, а также те, у кого низкие моральные принципы, хотя они не обязательно ведут маргинальный образ жизни. Также под угрозу попадают люди, готовые легко зарабатывать деньги любыми способами, не задумываясь над последствиями.
Важное внимание уделяется детям трудовых мигрантов, подросткам, находящимся под профилактическим надзором, и молодым людям, приехавшим для обучения.
Форум 'Взлетай' стал площадкой для диалога педагогов, учителей и специалистов образования о том, каким образом эффективно противодействовать влиянию деструктивных факторов на подрастающее поколение и обеспечить их безопасное и гармоничное развитие в современном информационном пространстве.
Обмен опытом и практиками, обсуждение стратегий и механизмов борьбы с экстремизмом и терроризмом, предотвращение радикализации и формирование позитивного жизненного мировоззрения – все это стало основой для конструктивного обсуждения на форуме.
Участники высказывали различные точки зрения и предлагали разнообразные методы и подходы к решению вызовов, стоящих перед образовательной средой в современном мире. Педагоги делились успехами и трудностями в работе с детьми, выявляя наиболее эффективные практики профилактики деструктивного поведения и формирования позитивных ценностей учащихся.
Форум 'Взлетай' стал не только площадкой для обмена опытом, но и своеобразным форумом для разработки новых стратегий и программ по поддержке и развитию детей и подростков в условиях современного общества.
Участники форума подчеркнули важность объединения усилий всех участников образовательного процесса – от педагогов и родителей до государственных структур и общественных организаций – для решения сложных вызовов, связанных с укреплением здоровья, развитием положительной самооценки и формированием устойчивых жизненных навыков у молодого поколения.
Таким образом, форум 'Взлетай' стал знаковым событием в образовательной сфере, подчеркнув важность сохранения и укрепления духовных и моральных ценностей в обществе, обеспечения безопасности и стабильности развития молодежи, а также необходимость совместных усилий всех заинтересованных сторон для успешного противодействия деструктивным влияниям и формирования благополучного будущего для всех граждан Башкирии.
По мнению специалиста, ключом к противостоянию деструктивным идеологиям является обращение к традиционным ценностям - нравственным ориентирам, которые определяют взгляды граждан России и передаются из поколения в поколение. Образование и воспитание представляют собой сферы, обладающие широкими возможностями для формирования ценностей молодого поколения, считает эксперт.
Поэтому особое внимание следует уделять традиционным ценностям, как основному средству укрепления «иммунитета» к экстремистским и террористическим идеям. В рамках профилактики терроризма и экстремизма важно проведение патриотического воспитания, основанного на сохранении и распространении исторической памяти.
Это позволит создать необходимую идеологическую базу для отвержения деструктивных течений, неприятия насилия на основе национального, религиозного или иного превосходства, включая разрешение конфликтов со сверстниками. Валерий Станиславович подчеркивает, что «диапазон деструктивных проявлений среди молодежи намного шире, чем область террористических актов».
С точки зрения антитеррористической комиссии мы рассматриваем антитеррористическую профилактику, проводимую государственными учреждениями, школами, вузами и гражданскими организациями, как противодействие угрозам с «дальних подступов». Мы считаем, что эффективная профилактика поможет избежать вовлечения подростков в терроризм.
Мы также уверены в том, что профилактика должна строиться на основе системы воспитательной работы в учебных заведениях, быть неотъемлемой частью системы воспитания.
Секретарь межведомственного Совета общественной безопасности Башкортостана предложил новые подходы к использованию учебного процесса для воспитательной работы с молодежью, включая использование популярных форматов, таких как социальные сети, видеохостинги, мессенджеры и видеоигры. Он подчеркнул, что воспитательные методики должны быть не навязчивыми, а способствовать самостоятельному осознанию молодыми людьми вредности неонацизма и его деструктивной роли в обществе.
В рамках сотрудничества с психологическим институтом Российской академии образования была разработана и протестирована методика диагностики, направленная на анализ уровня тревожности, стрессоустойчивости, склонности к агрессии и признаков асоциального поведения у молодежи. Предложение внедрить этот инструмент в работу образовательных учреждений позволит своевременно выявлять уязвимые категории студентов и предоставлять им качественную психологическую помощь, а также предупреждать конфликтные ситуации в учебной среде.
Господин Олейник также отметил опасность деструктивных онлайн-сообществ, которые пропагандируют насилие и другие формы опасного поведения, ориентированные на подростков. Он напомнил, что ежегодно в России выявляются тысячи участников подобных групп, которые рекламируют вооруженные нападения на учеников и учителей. Модераторы таких сообществ часто действуют из-за границы, привлекая молодежь к идеям ненависти к человеку, к экстремистским акциям в период проведения спортивных мероприятий и к идеологии нацизма.
Валерий Станиславович считает, что блокировка ресурсов с запрещенным контентом успешно осуществляется Роскомнадзором и правоохранительными органами. Он также отметил, что в республике успешно действует система выявления контента, связанного с суицидальными проявлениями, распространением криминальной субкультуры и другими деструктивными тенденциями среди молодежи.
Более 3000 педагогов образовательных организаций были обучены работе с этой программой и теперь могут выявлять учеников с деструктивным поведением в социальных сетях.
По словам Валерия Олейника, в мессенджерах и социальных сетях Башкирии было обнаружено 1864 аккаунта с подозрительной деструктивной активностью, а информация о 708 аккаунтах была передана в правоохранительные органы.
Согласно высказыванию руководителя Совбеза Башкирии, профилактические мероприятия проведены с 15 участниками интернет-сообществ, среди которых 13 подростков поставлены на учет, а двое выявлены с психиатрическими заболеваниями.
Семь подростков из республики стали фигурантами уголовных дел за распространение идеологии «Колумбайна» и планирование вооруженных нападений на школы.
В Уфе задержаны трое студентов колледжа, пытавшихся поджечь вышку сотовой связи за денежное вознаграждение.
Секретарь межведомственного Совета общественной безопасности Башкортостана напомнил, что после серии нападений и убийств Верховный суд России признал движение «Колумбайн» террористическим в 2022 году.
На территории России запрещена деятельность ряда украинских националистических организаций, таких как «Маньяки. Культ Убийц», «Легион. Свобода России», «Айдар», «Азов», а также «Русский добровольческий корпус», «Крымско-татарский добровольческий батальон», «Партия исламского возрождения Таджикистана», «Народная самооборона».
Всего на сайте ФСБ России указано 50 запрещенных террористических и экстремистских организаций. Правоохранительные органы регулярно пресекают деятельность молодежи, причастной к этим организациям. Педагогам важно информировать учащихся о запретных сайтах на территории России.
В частности, Валерий Олейник подчеркнул необходимость не только усовершенствования методов поиска, блокировки и удаления противозаконной информации в сети, но и создания позитивного контента. Позитивный контент должен освещать проблему террористической и экстремистской угрозы, например, разжигание ненависти на основе национальности или религии, а также предлагать алгоритмы конструктивного решения таких проблем.
Олейник призвал к разработке материалов, которые помогут подросткам и молодежи понять опасность экстремизма и терроризма, а также научат противостоять этим угрозам через позитивный подход и конструктивные действия. Это позволит сформировать устойчивое отношение к экстремизму и терроризму, предотвращая их распространение среди молодого поколения.
Создание позитивного контента в интернете с целью борьбы со вредными и деструктивными идеями играет важную роль в информационной безопасности общества. Подобные инициативы способствуют формированию здоровой информационной среды, где позитивные ценности преобладают над негативными воздействиями.
В результате, общество становится более защищенным от экстремистских и террористических угроз, а граждане приобретают навыки критического мышления и анализа информации, что способствует их интеллектуальному и духовному развитию.
Важно поддерживать и развивать подобные инициативы в информационной сфере, чтобы общество могло успешно справляться с вызовами экстремизма и терроризма.