Благотворительный показ фильма о социальной справедливости

Мар 13, 2025 / 19:00

На предпремьерном показе нового фильма состоялась встреча кинокритика, директора московской благотворительной организации «Ночлежка» и первых зрителей. Стоимость билета на этот благотворительный показ составила 699 рублей, что соответствует цене одного дня проживания в приюте «Ночлежки». Эта организация помогает бездомным, предоставляя им горячее питание, одежду, душ и место для сна, а также услуги социальных работников и психологов, включая помощь в трудоустройстве.

Представители кинокомпании «Про:взгляд» подчеркнули, что фильм затрагивает важные социальные темы, рассказывая о выборе и поступках обычных людей, что перекликается с деятельностью «Ночлежки». В центре сюжета стоит владелец небольшого угольного предприятия, который обслуживает монастырь с приютом для женщин, попавших в бедственное положение. В этом приюте, существовавшем в 1920-1990-е годы, женщин подвергали жестоким мерам «исправления», включая тех, кто столкнулся с сексуальным насилием или забеременел вне брака.

Благотворительный показ фильма о социальной справедливости

Главный герой, являясь отцом пяти дочерей, наблюдает за тем, что происходит в этом закрытом учреждении. Однако, понимая свое положение и влияние системы в городе, он оказывается в затруднительном положении. Его жена успокаивает его, утверждая, что девочек кормят и обеспечивают теплом, и что некоторые из них виноваты в своей ситуации. Ее слова подчеркивают жестокую реальность, в которой выживание требует умения не замечать происходящую несправедливость.

В конце фильма упоминается о закрытии последнего приюта в 1998 году. «Я родилась в 95-м», — делится зрительница. Она осознаёт, что подобные ситуации существовали, когда она уже была на свете.

В организации «Ночлежка» отмечают, что то, что исчезло в Ирландии в 90-е, до сих пор существует в России, только под другим названием — трудовые или работные дома. Эти дома функционируют, притягивая людей в сложной жизненной ситуации, включая бездомных и мигрантов на заработках, часто под видом благотворительности: «Помощь, жилье, работа».

Как поясняет Дарья Байбакова, в таких местах люди, оказавшиеся в беде, сталкиваются с серьёзными трудностями: низкая оплата труда, принудительная работа и потеря документов. Хотя это незаконно, количество таких заведений в стране велико.

Проблема усугубляется тем, что в работные дома зачастую попадают сильные, физически крепкие мужчины, которые, вернувшись, оказываются травмированными и с ухудшенным здоровьем. Сравнив ситуацию с ирландским приютом, можно заметить, что человек, который однажды оказался в трудовом доме, выходит оттуда с большим количеством проблем, что делает его реинтеграцию в общество сложной.

Многие люди, как и жена главного героя фильма, разделяют мнение о том, что случаи попадания в трудовые дома происходят с теми, кто «заслужил» такую судьбу, и это не касается их знакомых или близких. Эта предвзятость отражает общий подход общества к проблеме, с которой «Ночлежка» старается бороться.

Некоторые зрители хорошо знакомы с «Ночлежкой» и активно участвуют в ее работе, в то время как другие имеют лишь поверхностные знания о данной теме.

Один из таких зрителей, узнав о проблеме бездомных, осознал, что обычно использует аббревиатуру «бомж» без должной осознанности, и чувствует необходимость извиняться, когда его поправляют. Он выражает мнение о фильме, который показывает unpleasant reality бездомных, связанной с мелочами из его собственной жизни.

«Я хожу по улицам и вижу ужасающие ситуации, и иногда мне хочется помочь, но не всегда знаешь, как это сделать. Также многие аспекты оттеняют мою профессиональную деятельность, где я иногда закрываю глаза на очевидные проблемы,» — делится он. Этот внутренний конфликт о том, насколько хорошо он поступает, вызывает те же сомнения, что и у других свидетелей подобных ситуаций. Дарья Байбакова подчеркивает, что важно не проходить мимо, а слышать голоса бездомных, осознавая потенциальную помощь, которую можно им оказать.

Кинокритик Егор Москвитин отмечает, что актуальные фильмы обращаются не к тем, кто причиняет насилие или держит власть, а к зрителям, предлагая им задуматься о своей роли в происходящем. Он указывает на примеры изменений в обществе, которые зачастую предшествуют изменениям в искусстве.

Например, закрытие приютов показало, как экономические факторы напрямую влияют на судьбы бездомных. Труд женщин, которые предоставляли услуги прачечной, оказался не востребованным с появлением бытовых стиральных машин, что усугубило проблему.

«Я не осуждаю тех, кто испытывает тревогу и не решается на изменения, понимая, какие последствия это может иметь для их семей, но важно, чтобы возникал диалог на эту тему,» — добавляет Дарья.

Обсуждения трудных социальных вопросов важны, потому что они дают возможность понять статус помощи и поддержки для бездомных и других уязвимых групп. Лишь через обсуждение и осознание ситуации возможно двигаться к изменениям и создавать диспут о предоставлении помощи, которую можно сделать более доступной и эффективной.

По материалам: asi.org.ru