В современных уроках физики активно применяются цифровые доски и различные приборы, что делает учебу более увлекательной и напоминает научный эксперимент.
В результате все больше школьников выбирают точные науки. Согласно статистике, на протяжении последних двух лет наблюдается рост числа российских школьников, изучающих предметы на углубленном уровне — всего на 13 тысяч учащихся.
Также среди выпускников увеличилось количество тех, кто углубленно изучает математику и физику — прирост составил около 48 тысяч человек.
Однако количество учителей физики продолжает оставаться ниже, чем у учителей профильной биологии. Общее число педагогов по предметам составляет более 184 тысяч, что недостаточно для российских масштабов.
Правительство РФ отметило, что для подготовки молодежи необходимо повысить квалификацию 10 тысяч учителей и увеличить долю молодых педагогов на треть.
В этой связи Министерство просвещения России разработало план мероприятий по повышению качества образования, рассчитанный до 2030 года.
По словам специалистов, данный запрос существовал давно, и несмотря на достигнутые результаты, уровень подготовки в XXI веке требует улучшения.
Заместитель директора департамента государственной общеобразовательной политики и развития дошкольного образования Минпросвещения РФ отметил, что интегрированный балл по предметам в 2024 году составил 60,9 балла, что на 8 баллов выше уровня 2015 года.
Для дальнейшего улучшения требуется системный подход, начиная с подготовки самих учителей, чтобы сократить число школьников, не преодолевающих минимальный порог на экзамене по математике.
Заведующая кафедрой математики и методики обучения математики Омского государственного педагогического университета акцентирует внимание на важности цифровизации в образовании: «Наши дети — это дети нового века, поэтому современный учитель должен быть на «ты» с цифровыми ресурсами».
В ответ на это, многие вузы, включая Омский педагогический, значительно обновили свои технопарки. Например, в Кванториуме Московского педагогического университета студенты могут работать с разнообразными приборами, которые позволяют экспериментировать и углубляться в изучение сложных процессов, таких как квантовая физика.
Студенты отмечают, что, хотя темы сложны, использование современных приборов помогает им лучше понять концепции, такие как суперпозиция или квантовый скачок.
Один из студентов, обучающихся в Институте физики, технологий и информационных систем МПГУ, выразил желание стать учителем физики, подчеркнув, что именно здесь он может стать лучшим в своей профессии.
Если будущие преподаватели будут увлечены, их студенты также будут заинтересованы на уроках.
Кроме того, директор института отметил, что появление кванториумов и технопарков в последние годы стало важным шагом к внедрению новых знаний в школьное обучение.
Она подчеркивает, что студенты должны использовать эти лаборатории для изучения современного материала и дальнейшего его переноса в школы.
Также важным шагом остается обновление методических пособий по математике, биологии, химии и физике, поскольку традиционные учебники часто не успевают за развитием технологий.
Ректор Московского педагогического государственного университета подчеркивает, что содержание предметов не соответствует современным требованиям, науке и реальным потребностям.
Технологии, используемые в гаджетах, не обсуждаются в школьной программе.
В рамках программы повышения качества образования акцент будет сделан на дошкольном возрасте, чтобы дети приходили в начальные классы с одинаковой базой знаний, что упростит работу учителей.
Также важна задача повышения зарплат и престижа педагогической профессии.
Ректор Омского государственного педагогического университета отметил необходимость университетов в популяризации педагогических профессий и привлечении молодых специалистов в школы.
В соответствии с планом, в течение пяти лет ожидается значительный рост числа выпускников, выбирающих профильные предметы, такие как математика и естественные науки, на едином госэкзамене.