В последнее время наблюдается явная тенденция к тому, что современные мультфильмы склонны формировать у детей шаблонное мышление. Этот аспект обсуждает психолог и старший научный сотрудник Центра когнитивных исследований цифровой образовательной среды ЦМИСД МГППУ Елена Шепелева в интервью, опубликованном в «Газете.Ru». По высказыванию специалиста, такие анимационные проекты могут в значительной степени влиять на восприятие маленькими детьми ролевых моделей, и, как следствие, они могут перенимать поведение, которое не всегда является позитивным.
Современные мультфильмы зачастую представляют собой сериалы с персонажами, обладающими выразительными и яркими характерами. Непрерывное их появление в каждой серии приводит к тому, что ребенок начинает воспринимать их не просто как вымышленных героев, а как близких друзей или даже членов своей семьи. В этом контексте можно выделить как положительные, так и отрицательные аспекты. С одной стороны, навык сопереживания и понимание различных человеческих эмоций и реакций на ситуации оказывается важной частью воспитания. С другой стороны, это может сформировать определённую шаблонность в поведении и манере мышления в отношениях с окружающими, предостерегает Шепелева.
Одним из ярких примеров является мультфильм про Лунтика, в котором персонажи выполняют разные роли: трудолюбивая пчелка постоянно занят своим делом, бабочки привлекают внимание своей красотой, а гусеницы представляют собой элементы смелых проказ, которые могут влиять на поведение сверстников. Это может привести к тому, что дети начинают ассоциировать свое поведение с тем, что они видят на экране. Более того, некоторые мультсериалы могут транслировать не самые положительные модели поведения, что также важно учитывать.
Ярким примером служит мультсериал «Маша и Медведь», в котором Маша регулярно проявляет непослушание, а ее верный спутник Мишка становится жертвой её проказ. В этом случае сторона ребенка может начать преувеличивать подобные поступки и ассоциировать себя с ними, что может оказать влияние на его поведение в реальной жизни. Шепелева уточняет: для того чтобы родители не оказались постоянно в роли терпеливого Мишки, важно обсуждать с детьми последствия поступков таких персонажей, как Маша.
Тем не менее, нельзя полностью запрещать детям смотреть современные мультфильмы, так как они имеют и свои положительные стороны. Эти произведения могут способствовать формированию рефлексии, выработке новых знаний и даже взаимоотношений между детьми, которые, безусловно, являются важным аспектом их социальной адаптации и развития.
Кроме того, существует и другая точка зрения на роль мультфильмов в жизни детей, о чем говорит психолог Анастасия Хищенко. Она утверждает, что одной из важнейших задач родителей является правильная мотивация детей к учебе и понимание ценности хорошего образования. На её взгляд, именно такие беседы могут существенно повлиять на формирование качеств, необходимых в жизни, и, таким образом, помочь детям более успешно идти по образовательному пути.
Потенциально опасные элементы мультфильмов, которые могут побудить детей к непослушанию, являются лишь частью более сложной мозаики, состоящей из множества факторов, включая воспитание в семье, окружение и самих детей. Разговоры о том, что они видят в мультфильмах, могут быть полезны и для родительского контроля над поведением детей.