За последние два года мир испытал влияние больших языковых моделей, искусственного интеллекта, которые изменили различные сферы человеческой деятельности, особенно образование.
По словам директора по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрея Себранта, наблюдать за изменениями в образовательной сфере особенно важно, так как они затрагивают каждого человека и оказывают влияние на общество в целом.

Образование, будучи консервативной сферой с устоявшимися традициями, сталкивается с необходимостью адаптироваться к быстро меняющемуся миру и требованиям, вызванным развитием ИИ.
При этом оно должно решать две ключевые задачи: подготовку квалифицированных кадров и помощь в социальной адаптации.
В последнее время образовательные учреждения смещают фокус с первоначального скептицизма к более активному принятию и интеграции ИИ в учебный процесс.
Этот процесс варьируется от страны к стране, с наибольшим опытом, накопленным в США, но существует ряд общих проблем и трендов, на которые следует обратить внимание.
Одной из главных озабоченностей является отсутствие четких правил использования ИИ, как для преподавателей, так и для студентов, что приводит к недопониманию и затруднениям в образовательном процессе.
Вторая значимая проблема в современных образовательных системах — это ограниченность ресурсов, которая часто не связана с техническими аспектами.
Многие ресурсы являются бесплатными и не предъявляют особых требований к устройствам. Основные трудности кроются в юридических и административных аспектах, поскольку отсутствуют официально одобренные инструменты.
Педагоги, как правило, не стремятся внедрять несертифицированные новшества в свою работу. Еще одним специфическим вызовом для преподавателей является нехватка обучения, переподготовки и методических материалов.
В то время как студенты активно исследуют и осваивают новшества, многие учителя не имеют той же возможности и желания.
Наиболее острой проблемой, которая возникла на фоне этих изменений, оказалась академическая честность. Новый доступный инструмент значительно упростил выполнение задач, связанных с написанием эссе и рефератов.
Использование генеративного ИИ позволяет учащимся обращаться к технологиям, которые кардинально меняют подход к оцениванию результатов их труда. Учащимся достаточно задать ИИ необходимые параметры, и ответ будет подготовлен автоматически, что поставило под сомнение традиционные методы проверки знаний.
В то время как ранее использовали интернет и поисковые системы для решения учебных задач, генеративный ИИ значительно упростил этот процесс, продолжая вызывать беспокойство по поводу честности в образовании.
Несмотря на появление систем для выявления текстов, созданных ИИ, они не оправдали возложенные на них надежды.
Этические проблемы в высшем образовании, связанные с использованием ИИ, становятся все более актуальными.
Студенты подвергаются наказаниям за якобы плагиат, по сути, за работы, которые были ошибочно идентифицированы как созданные ИИ, при этом у них нет возможности защитить себя.
Университеты сталкиваются с необходимостью пересмотра методов оценки знаний, поскольку ИИ способен генерировать сложный академический контент.
Обсуждение этого вопроса уже указывает на необходимость изменений в образовательной системе.
Прозрачность и атрибуция информации становятся важными аспектами внедрения технологий, однако это является лишь временным решением.
Новые инструменты, такие как «Deep Research» от Google, могут решать сложные исследовательские задачи, что изменяет преподавание, освобождая преподавателей от рутинной работы и позволяя им больше взаимодействовать со студентами.
Тем не менее, стоит отметить, что неопределенность на рынке труда продолжает вызывать вопросы о том, что и как следует преподавать в условиях быстрых изменений.
Сложные вызовы, которые ИИ ставит перед образованием, требуют переосмысления его содержания и формы, на фоне стремительного прогресса технологий.