Общественный транспорт в Махачкале является постоянной темой критики среди горожан. Маршруты распределены между несколькими частными компаниями, и нередко автобусы курсируют по своему усмотрению, что создает неудобства для пассажиров. Из-за устаревшего парка троллейбусы едва ли выходят на линию, а остановки часто не оборудованы правильно и занимают автомобили, что заставляет людей выходить на проезжую часть в ожидании транспорта.
Ситуация обострилась в конце февраля, когда в регионе похолодало и выпал снег. Тысячи граждан оставались на остановках, не дождавшись транспорта, в то время как цены на такси резко возросли. Например, поездка в центр города вместо привычных 200 рублей обошлась в 700 рублей. В контексте этого возвращают оптимистичные отчеты чиновников, которые сообщают о 20% росте пассажироперевозок ежегодно и о концепции развития общественного транспорта в республике до 2030 года.

На республиканской конференции, прошедшей весной в Махачкале, вице-премьер правительства Дагестана Ризван Газимагомедов отметил, что в пассажирских перевозках задействовано около трех тысяч автобусов разных классов и троллейбусов. В конце прошлого года республика получила 45 новых автобусов в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», которые будут обслуживать пять основных маршрутов Махачкалы. Однако, несмотря на такие меры, текущие проблемы с общественным транспортом продолжают беспокоить жителей.
На встрече обсуждалась остро стоящая проблема нехватки автобусов на маршруте Махачкала - Каспийск. Тысячи пассажиров, живущих в Каспийске, ежедневно ездят в столицу Дагестана для работы и учебы, сталкиваясь с трудностями при возвращении домой.
Транспорт в этом направлении курсирует с редкими интервалами, что создает настоящие трудности для горожан. Заместитель министра транспорта республики, Магомед Тагиров, озвучил решение: объединение двух предприятий - «Каспийского АТП» и «Махачкалинской автоколонны N 1736» - в единое «Дагестанавтотранс».
На развитие материально-технической базы нового предприятия в 2025 году выделено 180 миллионов рублей, часть из которых пойдет на приобретение автобусов среднего класса, которые будут обслуживать данный маршрут.
Также на конференции был анонсирован проект «Зеленый цифровой коридор пассажира», который включает внедрение безналичных расчетов, видеонаблюдение и систему «Глонасс» для отслеживания автобусов.
Однако многие пассажиры задаются вопросом: что даст отслеживание, если водители не соблюдают расписание и могут покинуть маршрут? Дополнительные вопросы к эффективности нового проекта возникли в связи с предшествующим опытом.
Мэр Махачкалы, Юсуп Умавов, также высказал своё мнение о будущем общественного транспорта в городе.
В 2023-2024 годах в рамках федерального проекта для Махачкалы планируется закупка 64 низкопольных автобусов большого класса и 28 автобусов среднего класса.
Городская администрация выделяет около 400 миллионов рублей из бюджета на компенсацию убытков перевозчиков.
В этом году подана заявка на приобретение 97 новых автобусов в рамках проекта «Развитие общественного транспорта».
Однако имеющаяся маршрутная сеть Махачкалы, созданная более 20 лет назад, устарела и не отвечает современным требованиям.
На предстоящей сессии Городского собрания будет обсуждено выделение средств на разработку транспортного плана, включающего формирование новой маршрутной сети с акцентом на магистральные линии и упразднение дублирующих маршрутов.
Это должно улучшить качество обслуживания пассажиров, в том числе предполагается внедрение выделенных полос для общественного транспорта.
Тем не менее, местная общественность относится к этим инициативам с недоверием.
Ислам Магомедов, руководитель аппарата Общественной палаты Дагестана, обратил внимание на существующие проблемы, написав в соцсети, что на фоне повышения цен на проезд, качество услуг не улучшается: остановки не обустраиваются, а дорожная разметка наносится с нарушениями.
Он предложил депутатам и чиновникам самим воспользоваться общественным транспортом, чтобы оценить его качество.
А журналисты также подчеркивают проблему, делая акцент на реальном опыте ожидания маршруток, как, например, сообщение о 40-минутном ожидании после конференции об улучшении общественного транспорта.