Влияние ИИ на образование в России

Апр 20, 2025 / 19:11

На онлайн-форуме «Наука и Технологии в образовании — 2025» состоялась пленарная дискуссия на тему «Влияние ИИ на образование». Это мероприятие сосредоточилось на приоритетах научного и технического образования для российских детей и подростков, а также на идеях повышения качества работы педагогов и успеваемости учеников в условиях современных геополитических вызовов.

Генеральный директор компании CUSTIS, Владимир Рахтеенко, поделился своими мыслями о готовности преподавателей интегрировать технологии ИИ в образовательный процесс. Он заметил, что, несмотря на возрастающий интерес к использованию ИИ в университетах, существует значительное сопротивление со стороны педагогов. По его мнению, это связано с осознанием, что внедрение ИИ может существенно изменить привычный порядок работы.

Влияние ИИ на образование в России

Рахтеенко отметил, что изменения требуют времени, и важно учитывать социальные аспекты внедрения технологий, а не только технические. Он также подчеркнул, что сопротивление — это нормальное явление, и не стоит торопить людей к изменениям, чтобы не создавать лишнего напряжения.

Специалист добавил, что хотя развитие технологий продолжается, они сталкиваются с ограничениями, которые могут вызывать разочарование. На практике это означает, что большие языковые модели пока не всегда могут эффективно функционировать в узких специализированных областях, где особенно важно установить доверие. Рахтеенко считает, что образование в будущем будет проверять пределы внедрения подобных технологий.

Важным аспектом образования в современном мире становится социальное измерение технологий. Владимир Рахтеенко подчеркивает, что необходимо осторожно подходить к внедрению новшеств. Он утверждает, что ключевое значение имеет взаимодействие между людьми, а не между человеком и машиной.

Профессор обращает внимание на то, что уровень владения преподавателей новыми технологиями играет критическую роль: «Кто кого чему учит — это важный вопрос». Замена привычного общения на механическое взаимодействие может привести к нежелательным последствиям.

Рахтеенко делится своим пониманием образования как процесса формирования социальной идентичности. «Образование — это то, что остается с вами, когда вы забыли все, чему вас учили», — говорит он. Образование должно быть таким, чтобы преподаватель мог эффективно передать знания, и для этого важно, чтобы он сам был в курсе современных технологий и имел соответствующие харизму и юмор.

Сегодня, благодаря языковым моделям и другим помощникам, доступ к обучению стал проще и интуитивно понятнее. Однако, по его мнению, важно сохранить человеческий аспект в процессе обучения, чтобы не потерять индивидуальность.

Еще одной интересной темой является использование оптимизационной математики в образовании. Рахтеенко делится опытом применения этих технологий для создания более эффективных расписаний, что позволяет избежать «пробелов» в учебном процессе и повышает его результативность.

Такой подход может значительно улучшить качество образования и сделать его более адаптивным к современным требованиям.

По материалам: news.rambler.ru