Многочисленные исследования указывают на изменения в спросе на деловое образование и выпускников программ MBA и EMBA по всему миру. Эти колебания вызваны экономическими, демографическими и геополитическими факторами.
Генеральный директор компании «Рексофт Консалтинг» Андрей Скорочкин, который недавно завершил обучение по программе Executive MBA в бизнес-школе INSEAD, делится мнением о значимости бизнес-образования в современных условиях.

Для многих карьера в корпоративном мире напрямую связана с получением степени MBA, которая нередко рассматривается как необходимый этап для достижения руководящих позиций. По данным The Financial Times, выпускники топ-20 бизнес-школ за три года после окончания обучения зарабатывают в среднем около $217 000 в год.
В России, согласно данным 2022 года, доходы выпускников MBA увеличиваются на 78% через два-четыре года после завершения программы. Несмотря на эти внушительные цифры, возникает вопрос: оправдан ли такой шаг сегодня?
Программы, схожие с современными MBA, появились в США в начале XX века, а первая бизнес-школа, Гарвардская, открыла свои двери в 1908 году. Получение степени MBA со временем стало восприниматься как стандарт для карьерного роста, особенно в областях консалтинга и инвестиционного банкинга.
С каждым годом количество бизнес-программ продолжает расти, а школы менеджмента открываются в новых странах. В настоящее время более 1000 учебных заведений в 65 странах имеют аккредитацию Ассоциации по развитию университетских бизнес-школ (AACSB International) — ключевой организации в области делового образования.
Цены на получение MBA варьируются: в США годовое обучение стоит от $15 000 до $45 000, в Великобритании — от $10 000 до $67 000. В России бизнес-образование начало развиваться в конце 1980-х годов с появлением курсов для управленцев, а первые MBA-программы открылись в СССР в 1988 году. С тех пор рынок отечественного бизнеса пополнился школами, заслужившими репутацию, как в стране, так и за рубежом.
До 2022 года они получали международные аккредитации, подтверждающие высокий уровень. В престижных московских бизнес-школах стоимость программ MBA достигает 6,8 миллиона рублей за полтора-два года обучения, а программы EMBA могут стоить даже дороже.
В последнее время мир бизнеса стал более динамичным, и глобальные кризисы начали влиять на традиционные правила игры. В такой ситуации деловое образование сталкивается с новыми вызовами, требующими переосмысления его роли и содержания; профессор Крис Харун, автор одной из онлайн-программ MBA, выразил основные претензии к существующим программам.
В статье на страницах Forbes, опубликованной в марте 2025 года, поднималась проблема актуальности навыков, преподавемых в бизнес-школах.
Автор отмечает, что традиционные компетенции, такие как проведение собеседований, продажи, общение и управление личными финансами, становятся все menos значимыми. Существующие программы MBA зачастую не обучают тому, как основать и эффективно управлять компанией или использовать возможности современного рынка труда.
Дипломы вузов перестают гарантировать наличие необходимых навыков, таких как умение принимать решения и аналитическое мышление. Программы MBA, которые не меняются уже несколько десятилетий, не решают эти проблемы, что подтверждается снижающимся интересом работодателей из крупных технологических компаний, таких как Alphabet и Microsoft.
Как указывает исследование The Economist, на 50% сократился спрос на выпускников топовых бизнес-школ в сфере бигтех. Работодатели критикуют выпускников MBA, указывая на необходимость их переобучения.
Скотт Кук, основатель компании Intuit, подчеркнул, что выпускники MBA требуют кардинального переобучения, так как учебный материал не соответствует требованиям инновационного бизнеса. Также стоит отметить, что 90% учебного материала стандартной программы MBA студенты получают в рамках базового образования и двухлетней магистратуры по экономике, что подчеркивает необходимость пересмотра образовательного процесса.
Получение диплома MBA может быть нецелесообразным для людей, уже имеющих соответствующее образование. Вместо этого существует множество более доступных и простых курсов, которые способны предоставить необходимые знания.
Практический опыт в бизнесе оказывается гораздо ценнее теоретических знаний, поскольку скорость изменений в экономике и технологиях такова, что образовательные программы не успевают за актуальными трендами.
К тому же, бизнес-школы, опираясь на свои известные бренды, порой создают ложное ощущение уверенности у студентов, обучая их шаблонным подходам, которые не всегда применимы в современных условиях. Выпускники MBA могут оказаться неготовыми к реальным вызовам, ведь изученные ими методики часто оказываются устаревшими, и они начинают обвинять окружающих за свои неудачи вместо того, чтобы пересмотреть свои подходы.
В дополнение к стандартному MBA, существуют программы Executive MBA (EMBA), которые предназначены для опытных управленцев. Эти курсы предлагают интенсивное обучение, позволяя им систематизировать и обновить свои знания, что может послужить дополнительным толчком для карьерного роста.
Executive MBA (EMBA) становится популярным инструментом для карьерного роста менеджеров среднего звена и профессиональной переподготовки для специалистов из других областей, таких как медицина, юриспруденция, инженерия и военное дело.
По данным Executive MBA Council, средний возраст студентов составляет 38,9 лет, а их управленческий опыт варьирует от трех до пяти лет, что указывает на преобладание слушателей, уже имеющих определенный опыт в управлении.
Бизнес-школы, осознавая спрос на EMBA, адаптировали свои программы под эту аудиторию, предлагая ускоренные курсы, более схожие по содержанию с традиционными MBA, но с упрощенной и сжатой структурой.
Однако такие изменения привели к значительному увеличению цен на EMBA и изменению восприятия её ценности.
На практике программы EMBA часто воспринимаются как курсы для переподготовки неэкономистов, что вызывает сложности у различных групп участников. Топ-менеджеры не находят на курсах необходимых углубленных знаний и достойного уровня обсуждений, поскольку программа меньше сфокусирована на их потребностях.
Менеджеры среднего звена зачастую уже знакомы с материалом, что делает их участие менее значимым, а специалисты без экономического образования сталкиваются с трудностью освоить обширный учебный план за короткий срок, так как традиционные программы MBA подразумевают годы учебы.
Таким образом, несмотря на популярность и доступность EMBA, существуют множественные вызовы, как для учащихся, так и для учебных заведений, однозначно требующие внимания и возможных изменений в концепции подобных образовательных программ.
В последнее время целесообразность получения диплома EMBA вызывает сомнения. Множество специалистов считают, что этот диплом всего лишь формальность, необходимая для карьерного роста. В отличие от традиционных MBA, EMBA не всегда воспринимается работодателями как значительное конкурентное преимущество. Рекрутеры подчеркивают, что реальный опыт и практические бизнес-кейсы оказываются более важными, чем диплом.
Завершив программу Executive MBA, человек лишь демонстрирует стремление развиваться и планировать свое время. Если программа зарубежная, это может также говорить о высоком уровне английского языка и способности работать в международной среде.
В то же время, EMBA и MBA предоставляют уникальную возможность нетворкинга. Студенты активно взаимодействуют, участвуют в групповом обучении и обсуждают практические кейсы, что создаёт платформу для обмена идеями и опыта между представителями различных отраслей.
В таких учебных заведениях могут зарождаться крепкие friendships и партнерства, а также инициироваться успешные бизнес-проекты. Эти связи нередко оказываются полезными при поиске новой работы или при создании собственного дела. Кроме того, выпускники EMBA становятся частью сообщества, которое часто поддерживает своих членов на протяжении всей их карьеры, обеспечивая им дополнительные ресурсы и возможности для роста.
При выборе программ MBA и EMBA важно учитывать специфику формирования связей. Такие знакомства часто ограничиваются регионом, где проходит обучение: в российских бизнес-школах преобладают местные контакты, в США — связи с американским бизнесом, а в Азии — акцент на дела этого региона.
Обучение в этих программах предоставляет уникальную возможность погрузиться в культуру и менталитет конкретной страны, что сложно воспринять лишь из теоретических источников. Нетворкинг и культурное обогащение составляют значительную часть, практически три четверти, всей ценности курсов MBA и EMBA.
Однако возникает вопрос об оправданности финансовых затрат — десятки и сотни тысяч долларов. Для одних студентов возможность стать частью эксклюзивного сообщества студентов и выпускников лишь оправдывает эти суммы ввиду потенциальных деловых возможностей. В то же время для других это может оказаться менее актуальным.
Поэтому, выбирая программу, стоит соотнести её с долгосрочными карьерными планами: если имеется стремление работать в определенном регионе, следует отдавать предпочтение бизнес-школам с сильной выпускной сетью именно там.
В современном бизнесе наблюдается тенденция к высокому спросу на гибкие навыки, однако многие школы продолжают делать акцент на традиционных экономических дисциплинах, что объясняется инерцией и экономической целесообразностью, так как разработка новых курсов требует значительных затрат.
В современном мире, где традиционные подходы к бизнесу часто оказываются неэффективными, особенно важны не только технические навыки, но и способность к генерации идей, оценке рисков и мотивации команды.
В связи с этим, программы MBA и EMBA требуют переосмысления, акцентируя внимание на гибких навыках, таких как лидерство, ведение переговоров и принятие решений в условиях неопределенности.
Бизнес-школы должны становиться платформами для обмена знаниями, а не просто местом для лекций. Рекомендуется организовать дискуссионные клубы, где студенты смогут обсуждать актуальные вопросы и делиться опытом.
К обучению также следует привлекать Practic, делящихся своим опытом через собственные бизнес-кейсы. Такой подход значительно эффективнее традиционных методов обучения.
Разумным будет также изменение формата учебных программ, заменяя их на короткие фокусные курсы, охватывающие актуальные темы, такие как искусственный интеллект или кибербезопасность.
Эти программы дадут возможность бизнесменам и управленцам выбирать ту информацию, которая действительно отвечает их потребностям.
В отличие от длительных классических курсов, современным MBA и EMBA необходимы краткие и насыщенные программы, которые привлекают учащихся нестандартными кейсами и новыми идеями, предоставляя им реальный опыт.