Диплом высшего образования, будь то бакалавриат, специалитет или магистратура, теряет свою привлекательность как гарант успешного трудоустройства и высокой зарплаты. Это подтверждается исследованием Goldman Sachs и опросом ВЦИОМ, с которыми ознакомился «Эксперт». Уменьшение престижа диплома вузов отражает текущие тенденции на рынке труда, где наблюдается рост дефицита «синих воротничков» при избытке «белых».
Исследование показало, что занятость увеличивается преимущественно в секторах, связанных с ручным трудом и узкоспециальными техническими навыками. Обладатели дипломов начального и среднего уровня всё чаще сомневаются в том, что инвестиции в образование окупятся в разумные сроки.

Goldman Sachs считает, что в современных условиях диплом перестает служить «подушкой безопасности». В мае 2025 года уровень безработицы среди молодых людей с дипломами в возрасте 22–27 лет в США составил 3,8%. Ранее этот показатель был значительно лучше: разрыв в шансах трудоустройства между выпускниками вузов и теми, кто трудоустраивался сразу после школы, за последний год сократился до рекордного минимума в 0,9%. Десять лет назад он составлял 8,3%.
По мнению экспертов Goldman Sachs, это связано с тем, что основные работодатели молодых специалистов — компании из сфер информационных технологий и финансов, где требуется специфическая квалификация.
В последние годы наблюдается изменение в восприятии высшего образования и его роли в карьере молодого поколения. Экономика в целом достигла определенного плато, и сектор услуг, который привлекает малоквалифицированных работников, начинает восстанавливаться после негативных последствий пандемии.
Исследования показывают, что молодежь, особенно «зумеры», менее заинтересована в долгосрочном карьерном планировании, что связано с их предпочтением немедленной материальной выгоды от работы, без необходимости долгого обучения в узких рамках 4–6 лет. Это явление наблюдается не только на Западе, но и в России.
По данным опроса ВЦИОМ, проведенного в ноябре 2024 года, 60% респондентов считают, что высшее образование способствует успешной карьере, что на 16% меньше по сравнению с аналогичным опросом десять лет назад. Кроме того, 65% россиян считают, что роль высшего образования в карьерном успехе сильно переоценена, и этот показатель значительно возрос с 45% за десятилетие.
Также 69% опрошенных отвергают мнение о том, что отсутствие высшего образования ставит человека в невыгодное положение в обществе — в 2018 году так считали лишь 46%.
Следует отметить, что среди людей, рожденных в 1960–70-х годах, 66% все еще считают высшее образование необходимым для достижения социального успеха. Такие изменения наблюдаются на фоне глобальных трендов, свидетельствующих о смещении акцентов в оценке ценности образования для будущей карьеры.
Согласно исследованиям компании Kontakt InterSearch Russia, проведенным в 2023 году, 54% работодателей сталкиваются с проблемой недостаточной подготовки вчерашних выпускников вузов. В то же время, лишь 9% молодежи 2000-х годов рождения разделяют традиционные взгляды на высшее образование.
Система высшего образования в России сочетает элементы Болонской системы и специалитета: бакалавриат длится 4 года, магистратура — 2 года, а специалитет — 5 лет (исключая медвуз, где обучение длится 6 лет). Магистратура после специалитета не является обязательной. Президент Владимир Путин в 2023 году предложил реформу, которая подразумевает отказ от Болонской системы в пользу альтернативных форматов — «базовое высшее образование» на 4–6 лет и «специализированное высшее» на 1–3 года.
Отношение современной молодежи к своему будущему формирует состояние рынка труда, где высокостойкие профессии теряют приоритет. Молодые люди часто предпочитают краткосрочные выгоды, избегая долговременных обязательств, что связано с отсутствием уверенности в завтрашнем дне. Высшее образование требует значительных затрат времени и финансов, тогда как альтернативные пути к материальной независимости выглядят более привлекательными.
Эта философия, сформированная среди «зумеров», заключается в принципе: «синица в руках важнее журавля в небе». Однако подобный подход имеет свои ограничения и может затруднить карьерный рост в дальнейшем, если нет солидного образования.
Профессии, не требующие высшего образования, часто имеют ограничения в карьерном росте. Чтобы преодолеть эти преграды, человеку неизбежно придется учиться. Лучшим вариантом, на мой взгляд, является сочетание профессионального образования с последующим получением высшего.
Это значит, что выпускник школы сначала осваивает специальность, которая требует меньших временных затрат, что позволяет удовлетворить первостепенные материальные потребности. Затем, имея стабильный доход, он может поступить в вуз.
Однако выбор факультета также крайне важен, так как качество высшего образования варьируется от вуза к вузу. Именно поэтому авторитет высшего образования снизился в последние десятилетия. Работодатели, оценивая настоящую ценность некоторых дипломов, начинают проявлять недоверие к их обладателям, что затрудняет выпускникам вузов трудоустройство.
Эта ситуация обусловлена сочетанием экономических и социальных факторов, которые стали причиной дисбаланса. На протяжении многих лет в России и в мире наблюдался не всегда оправданный уклон в пользу высшего образования. В результате возникло множество программ бакалавриата, которые не обеспечивали выпускников необходимыми практическими навыками.
Высшее образование стало больше средством социализации, нежели инструментом для карьерного роста. Профессиональное образование оказалось в тени, недополучая финансирования и внимания к качеству.
Стигматизация студентов техникумов и колледжей как неудачников постепенно уходит в прошлое. Ранее существовала распространенная точка зрения, согласно которой выпускники техникумов получали достойные зарплаты только в случае отсутствия высшего образования.
Однако с последними изменениями в системе среднего специального образования ситуация изменилась. В России существенно увеличилась поддержка этой сферы, что заметно улучшило материально-техническую базу учебных заведений и, соответственно, качество подготовки специалистов.
Сегодня почти каждый колледж сотрудничает с работодателями, которые инвестируют в обучение будущих работников. Это привело к значительному улучшению профессиональной подготовки и позитивному изменению отношения общества к рабочим профессиям.
В то же время, среди вузов по-прежнему есть учебные заведения с сомнительным качеством образования, и Министерство образования старается с этим бороться, закрывая неэффективные филиалы и уменьшая контрольные цифры приема.
Тем не менее, «покупка» социального статуса через получение диплома продолжает оставаться распространенным явлением. Вместе с тем, на фоне экономических изменений рабочие профессии становятся все более привлекательными и востребованными, так как условия труда и техническое оснащение на производстве сейчас приближаются к тем, что существуют в научных лабораториях.
Важным также является то, что рабочие места становятся более комфортными и технологичными, что опять же положительно сказывается на имидже рабочих специальностей.
Никто не лишает студентов выбора после колледжа — идти на производство или в вуз. Я считаю, что реальность рынка труда определяет ожидания выпускников, а не общественное мнение о том, какие карьеры престижны.
Например, двадцать лет назад профессия программиста воспринималась как выбор «гиков», а «нормальные» люди шли в финансовую или юридическую сферы. Однако со временем ситуация изменилась. Рынок труда потребовал специалистов в ИТ, что привело к резкому росту зарплат в этой области, в то время как зарплаты в юриспруденции и финансах снизились или остались на месте.
Аналогично изменениям в других professions, востребованных на рынке, мы наблюдаем за ростом популярности рабочих специальностей. Это не означает, что профессии с высшим образованием теряют значимость. Медицинские специальности, например, по-прежнему испытывают дефицит кадров, и потребность в врачах будет возрастать с учетом старения населения.