На законодательном собрании Санкт-Петербурга стартовали «нулевые» чтения бюджета на 2025 год, а также на плановый период 2026 и 2027 годов. Эти мероприятия продлятся несколько недель, и уже сегодня можно сделать некоторые выводы о финансовых приоритетах правительства города.
Согласно проекту, ключевые параметры бюджета на предстоящие три года будут определены следующим образом: в 2025 году ожидаемые доходы составят 1,254 триллиона рублей, либо 1,282 триллиона рублей с учетом безвозмездных поступлений. При этом запланированные расходы равняются 1,248 триллиона рублей.
В последующие годы, 2026 и 2027, прогнозируется рост доходов бюджета до 1,359 триллиона и 1,448 триллиона рублей соответственно. Расходы будут разбиты по 18 государственным программам, которые четко определяют, сколько средств будет выделено различным главным распорядителям бюджетных средств (ГРБС) — это комитеты и управления администрации города, а также районные администрации. В этих программах также детализированы цели расходов.
Один из источников «Делового Петербурга» в Заксобрании поделился с редакцией документами, в которых указаны предварительные запросы ГРБС. Лидеры среди госпрограмм на протяжении многих лет остаются неизменными — это «Развитие образования», «Развитие здравоохранения» и «Развитие транспортной системы». Тем не менее, в рамках этих программ происходит постоянная конкуренция за бюджетные средства, и их позиции иногда меняются местами.
Самой дорогой государственной программой в 2025 году, вероятно, станет «Развитие образования». В её состав входят расходы на детские сады, школы, колледжи, а также закупка оборудования для образовательных учреждений, книг для библиотек, учебников и прочих необходимых материалов.
Для этих целей Смольный рассчитывает выделить 18,3% от общего объема предполагаемых бюджетных средств, что составит примерно 234,9 миллиарда рублей. Это означает, что правительство города признает важность инвестиций в образование как стратегически значимую область, определяющую будущее развитие Санкт-Петербурга.
В целом, бюджетная политика Смольного ориентируется на стабильное финансирование ключевых социальных сфер и инфраструктуры, что служит показателем приоритетов текущего административного курса. Как и прежде, внимание к образованию, здравоохранению и улучшению транспортной инфраструктуры остается на верхних строчках списка требований к будущему бюджету.
С учетом растущих нужд и амбиций жителей Санкт-Петербурга, будет крайне важно следить за тем, как реализуются задуманные планы, и насколько эффективно будут расходоваться бюджетные ресурсы. Ожидается, что в ходе обсуждения бюджета будут выданы дополнительные рекомендации и корректировки, направленные на улучшение качества предоставляемых услуг и повышение благоустроенности городской среды.
В 2024 году при распределении бюджета основное внимание было уделено развитию транспортной системы, которая вырвалась вперед в финансировании по сравнению с образованием. Согласно закону о бюджете на текущий год, общая сумма выделенная на образовательную сферу составила 282,5 миллиарда рублей, в то время как на транспортную систему было предусмотрено 290 миллиардов. Эти цифры формируются из банального объема бюджетных ассигнований, величины адресной инвестиционной программы (АИП), а также поступлений из федерального бюджета.
Однако, на момент написания этого текста, депутаты еще не успели ознакомиться с деталями АИП на предстоящий период. Теперь известна только ее общая сумма — 233,7 миллиарда рублей. Это значит, что на данный момент финансовые расходы можно анализировать только на основании прогнозных данных, представленных в законе о бюджете на 2024 год и на планируемые 2025 и 2026 годы.
Если рассматривать финансирование государственных программ без учета адресной инвестиционной программы и поступлений из федерального бюджета, то можно заметить, что образование 2024 года все же сохранило первенство, получив 232 миллиарда рублей, по сравнению с 202,6 миллиарда рублей, отведенными для транспортной системы. При составлении бюджета, который сейчас в действии, программа «Образование» уверенно занимала первую позицию.
На тот момент прогнозировались следующие параметры: на 2025 год — 218 миллиардов рублей, а на 2026 год — 228,4 миллиарда рублей. В итоге, программа планировалась к ежегодному увеличению на 10 миллиардов рублей. Однако в текущем проекте эти прогнозные показатели значительно улучшены. На 2026 год планируется выделить уже 248,9 миллиарда рублей, а на 2027 год — 260,7 миллиарда рублей.
Следующей по объему финансирования государственной программы стало «Развитие здравоохранения». В 2024 году эта программа заняла третье место, получив 12,3% от планируемого бюджета, что эквивалентно 141 миллиарду рублей. В рамках этой программы осуществляется вакцинация населения, предоставление бесплатных медикаментов, закупка медицинского оборудования и другие важные направления.
На 2025 год на указанные цели также ожидается выделение средств в размере 173,7 миллиарда рублей, и планируется поддерживать это финансирование на аналогичном уровне в течение следующих двух лет.
Кроме того, известны некоторые показатели отдельных подпрограмм. Например, на формирование эффективной системы здравоохранения в 2025 году планируется выделить 29,28 миллиарда рублей, в 2026 году — 26,1 миллиарда, а в 2027 году — 24,8 миллиарда рублей.
Что касается профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни, а также разработки первичной медико-санитарной помощи, то этим аспектам бюджет 2025, 2026 и 2027 годов выделит 40,4 миллиарда, 42,6 миллиарда и 44,5 миллиарда рублей соответственно. В целом данная информация показывает не только важность модернизации всех этих областей, но и определяет приоритеты в расходах на ближайшие годы.