Можно ли обойтись без министерства образования? Президент США Дональд Трамп считает, что это возможно, если министерство не выполняет своих функций, затраты слишком высоки, а эффективность низка. В рамках этой концепции в Америке началась процедура упразднения министерства образования.
В России ситуация иная. В 2018 году министерство образования и науки разделилось на два ведомства: министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. Минобрнауки отвечает за вузы и научные институты, однако часть образовательных учреждений подчиняется региональным властям.

Министерство занимается подготовкой проектов постановлений по образовательным и научным вопросам, утверждением перечня специальностей и разработкой образовательных программ. Это ведомство также устанавливает базовые нормативы затрат и разрабатывает предложения по оплате труда сотрудников в сфере образования, контролируя их соблюдение. Как регулятор, министерство выдает рекомендации регионам и следит за их выполнением.
По словам профессора ВШЭ Ирины Абанкиной, в США система образования децентрализована. Каждый штат формирует свои образовательные стандарты, опираясь на мнения родителей, работодателей и накопленный опыт. Такой подход отличается от российской модели, где действует единый федеральный стандарт.
Вопрос автономии школ и управления системой образования в разных странах часто сводится к делегированию полномочий на местный уровень. В большинстве случаев школы находятся в ведении городских властей, которые самостоятельно регулируют финансовые и кадровые аспекты. Возможно, это обеспечивает большую гибкость и адаптацию образовательных учреждений к местным условиям, как на примере Нидерландов, где в результате международных исследований было установлено, что повышенная автономия школ способствует улучшению качества образования и академическим достижениям.
В нашем же контексте, важно отметить, что местные управления способны эффективно решать специфические задачи университета, среди которых обсуждение национальных программ, поддержка многоязычия и интеграция региональных инициатив. Однако некоторые вопросы требуют унифицированного подхода, особенно в отношении создания единого образовательного пространства, с общими стандартами качества, доступом к учебным материалам и подготовкой кадров. Здесь важно сотрудничество с федеральным центром, что позволяет находить баланс между местной самостоятельностью и важными национальными целями.
Игорь Петрищев, ректор Ульяновского государственного педагогического университета, поднимает вопрос о зарубежном опыте, особенно в США, где ищут пути сокращения государственного аппарата. Он считает, что для отечественной системы, ориентированной не только на знания, но и на воспитание, подобные инициативы могут иметь негативные последствия. Главное здесь - сохранить базовые принципы образования, которые действуют на всех уровнях, несмотря на разнообразие региональных практик.
Что касается высших учебных заведений, следует признать, что, хотя в регионах существуют достойные университеты, большинство из них не имеют такого же международного признания, как федеральные вузы.