Современные вызовы высшего образования в России

Сен 2, 2024 / 06:10

Сегодня высшее образование в России, как и за пределами нашей страны, сталкивается с рядом серьезных вызовов, которые требуют глубокого анализа и осмысления. Одним из центральных вопросов, на которые необходимо ответить, является философия образования, помогающая понять, что такое образование в нашем современном мире. В этой связи можно выделить две ключевые группы проблем, которые актуальны для высших учебных заведений — внутренние и внешние.

Современные вызовы высшего образования в России

Внутренние проблемы связаны, прежде всего, с чрезмерной прагматизацией образовательного процесса. На сегодняшний день образовательные программы все чаще направлены на приобретение конкретных практических навыков, необходимых для выполнения рабочих задач. Это явление обусловлено быстрыми изменениями на рынке труда и требованиями работодателей, что в свою очередь приводит к утрате значимости обширного и глубокого знания. Вместо того, чтобы формировать у студентов целостное мировоззрение, университеты становятся площадками, где акцент делается на узкие профессиональные умения.

Однако, важно отметить и внешние вызовы, которые также оказывают серьезное влияние на систему высшего образования. Одной из таких проблем является размывание границ между профессиональным знанием и дилетантизмом. В условиях информационного общества, где доступ к знаниям становится все более легким, студенты могут столкнуться с риском получения поверхностного понимания предмета, не углубляясь в его сущность. Вместо строения глубоких знаний мы наблюдаем тенденцию к формированию зачастую незначительного понимания процессов, которые сейчас происходят в различных областях.

В результате, образование перестает быть ценностью само по себе. Все чаще оно воспринимается только как инструмент для достижения каких-то внешних целей, что навязывает обществу ограниченное восприятие образования и его роль в жизни отдельного человека. Если проанализировать классические концепции образования, то они утверждали, что знание должно быть самостоятельной ценностью, автономным процессом формирования личности. Греки, например, использовали термин «пайдейя», который обозначает процесс интеллектуального и нравственного становления человека. Это понимание акцентировало внимание на гармонии телесного и духовного развития, что, безусловно, остаётся актуальным и в наше время.

Современные подходы к образованию часто лишают значимости такие перспективы, как расширение горизонтов понимания мира и саморазвитие. В результате возникает диссонанс между традиционной ролью университета как места для формирования знаний и навыков и его новой функцией — готовить студентов исключительно к выполнению узких профессиональных задач. Вследствие этого, процесс образования превращается в быстро обновляющийся цикл получения навыков, которые часто не укореняются в более широком контексте, не становятся частью культурной идентичности студента.

Важным аспектом здесь является необходимость переосмыслением роли образования. Сегодня требуется большее внимание не только к практическим навыкам, но и к формированию умений критически мыслить, анализировать информацию и воспринимать ее в контексте уже известных знаний. В таком случае образование может вновь обрести свою первостепенную ценность, становясь не просто инструментом для зарабатывания денег, а средством для полноценного взаимодействия человека с миром и собой.

В заключение, важно подчеркнуть, что для успешной работы высшего образования в современных условиях необходимо четко уяснить, что знание — это не просто информация, а глубокая основа для формирования и развития личности. Высшее образование должно воспитывать тех, кто не только способен справляться с существующими вызовами, но и готов создавать новое понимание действительности, опираясь на прочные культурные и философские основы.

С исторической точки зрения, европейские университеты служили не только как центры научных исследований, но, прежде всего, как пространство для глубокого понимания человеческой сущности и окружающего мира.

В современном обществе многие студенты, под влиянием родителей или преподавателей, начинают воспринимать образование исключительно как средство для получения диплома, необходимого для поиска работы. Более того, актуальность такого подхода постепенно начинает снижаться. Прагматизация образования значительно искажает саму сущность учебного процесса и ведет к размыванию гуманитарных дисциплин.

В некоторых университетах, особенно за пределами России, наблюдается тенденция к сокращению или даже полному закрытию программ по таким важным гуманитарным направлениям, как философия, литература и история. Эти науки нередко считаются «непрактичными», поскольку они не предлагают очевидных карьерных преимуществ на современном рынке труда. Однако именно гуманитарные науки играют ключевую роль в формировании личности, развивают нравственные и гражданские ценности, учат критически относиться к информации и принимать взвешенные решения.

Как утверждал известный отечественный философ и историк Лев Карсавин, «наука должна развиваться в духе глубокого презрения к своей пользе».

К сожалению, в контексте современных общекультурных изменений мы наблюдаем размывание границ между профессиональным образом мышления и дилетантским подходом. С одной стороны, технологические достижения предоставляют нам доступ к огромным объемам информации, но с другой стороны, это создает ложное представление о том, что наличие информации эквивалентно реальному знанию. К тому же, несогласие с мнением эксперта начинает восприниматься как защита собственного взгляда.

Формула «это мое мнение, я не настаиваю, вы можете думать иначе» становится своего рода щитом от критики; человек, высказывая любую идею, может прикрываться такими утверждениями и избегать ответственности за свои слова.

Отсюда возникает угроза упрощения и обесценивания интеллектуального труда. В то время как гуманитарные науки помогают углубить понимание сложных социальных, этических и исторических вопросов, их недооценка приводит к бедности мышления и снижению уровня гражданской ответственности.

Если мы хотим помнить о важности гуманитарного образования, необходимо переосмыслить наше отношение к этим дисциплинам и осознать, что они являются основой для формирования разносторонних, критически мыслящих граждан, способных к культурному диалогу и принятию сложных решений.

Важно напомнить, что качества, которые развивают гуманитарные науки, такие как способность анализировать, критически относиться к информации, понимание культурных и социальных контекстов, являются необходимыми составляющими нашей жизни. Без этих навыков мы рискуем создать общество, где доминируют поверхностные мнения и стихийное восприятие реальности.

Сохранение интереса к гуманитарным дисциплинам, их интеграция в образовательные программы и поддержка широких культурных инициатив могут стать эффективной стратегией для формирования более глубокого и насыщенного общественного сознания. Образование — это не просто инструмент для достижения материальных благ, это средство для развития и трансформации, способное привнести в нашу жизнь больше смысла и понимания.

Естественно, возникает вопрос о том, насколько важно оценивать разные явления с учетом их специфики и сложности. В этом контексте заявления о том, что профессиональное мнение не всегда равнозначно мнению любого обывателя, нередко начинают восприниматься как нечто политически некорректное.

Академик Андрей Зализняк, в своем высказывании, подчеркивает актуальность двух утверждений, которые на протяжении длительного времени считались общеизвестными, но в последнее время утратили свою популярность. Первое из них заключается в том, что истина действительно существует, и основное стремление науки — это ее поиски. Второй тезис указывает на то, что в рамках любой обсуждаемой темы профессионал, обладающий реальными углубленными знаниями, в сравнении с дилетантом, имеет больше шансов на то, чтобы быть правым.

На фоне информационной революции, когда доступ к данным стал практически неограниченным, зачастую размывается граница между качественным профессиональным знанием, требующим глубокого осмысления и способности к критическому анализу, и поверхностным уровнем осведомленности, который не требует серьезных усилий для его формирования. Дилетантизм проникает в разнообразные сферы нашей жизни. Успех различных блогеров и инфлюенсеров, которые продемонстрировали мизерные знания, став при этом ролевыми моделями для молодежи, отражает существующие проблемы в обществе, связанные с восприятием образования и интеллектуальной деятельности.

Ранее профессионализм и глубокие знания воспринимались как важнейшие фундаментальные ценности, но сегодня многие молодые люди охвачены стремлением к легкому успеху. В этом контексте достаточно просто записать видео о том, как ты распаковываешь покупки или делаешь забавные гримасы, чтобы получить миллионы просмотров. Ожидаемая популяризация успеха необразованных людей подрывает авторитет академического знания и образовательных учреждений. Уверен, что существует необходимость пересмотра понимания возможности образования в целом. Важно отметить, что речь не идет о простом возврате к моделям прошлого.

Тем не менее, идеалом образования должно быть его понимание как процесса формирования полноценной личности. Человек — это не просто создатель контента для прибавки лайков, а искатель истины, добра, красоты и любви. Именно этому он должен и обязан учиться в зависимости от своих интересов и стремлений. Академик Зализняк скептически оценивает возможность изменения вектора текущих процессов, однако с надеждой подчеркивает, что «всегда будут те, кто плывут против течения». На таких людях и основывается умение общества адаптироваться и развиваться.

По материалам: www.kommersant.ru