В России активно развивается сотрудничество между высшими учебными заведениями и бизнесом, что способствует созданию новых моделей взаимодействия для студентов. Подобные партнерства открывают доступ к инновационным идеям, а также к финансовым и кадровым ресурсам, что в свою очередь стимулирует формирование современных профессиональных направлений.
Обсуждение перспектив таких взаимодействий состоялось на Международном молодежном экономическом форуме «День будущего», прошедшем 21 июня в рамках Петербургского международного экономического форума. Генеральным партнером Молодежного дня в этом году выступил Центральный университет.

Основной задачей вузов является формирование у студентов научного мышления и исследовательского подхода. Однако, как отметил ректор Центрального университета Евгений Ивашкевич, одна из ключевых проблем современных образовательных организаций заключается в недостаточной реализации инновационных идей и проектов.
Он также акцентировал внимание на том, что многие научные разработки остаются на стадии идеи и не доходят до коммерческой реализации. Для эффективной реализации проектов необходима сплоченная команда и работающие механизмы, способные довести идеи до стадии, когда они могут быть выведены на рынок.
Бизнес выступает в роли катализатора инновационного процесса, предлагая ресурсы и рыночные механизмы для преобразования научных изысканий в востребованные технологии. Центральный университет организован при поддержке более 50 крупных российских компаний, включая Банк России, «Сбер», «Росатом» и «Норникель». Это сотрудничество между образованием и бизнесом направлено на интеграцию научных исследований в практическую плоскость, что может существенно повысить уровень конкурентоспособности как студентов, так и самих образовательных учреждений.
В целях интеграции науки и бизнеса, Центральный университет разработал специальную платформу, которая предоставляет возможность реализовывать фундаментальные исследования в производственной сфере. Об этом сообщила Карина Гургенова, руководитель научного направления вуза, на сессии «Система жизни победителей: от мечты к реализации».
Она отметила, что не все научные разработки доходят до стадии коммерциализации, поскольку у ученых зачастую есть ограниченное представление о том, как их технологии могут быть использованы в бизнесе.
Платформа призвана облегчить это взаимодействие, позволяя как фундаментальным, так и прикладным проектам находить свое место на рынке и внедрять реальные продукты. Ивашкевич добавил, что данный инструмент сыграет роль моста между научными исследованиями и коммерческими потребностями.
В университете также идет формирование новой категории специалистов — дженералистов, которые будут выступать связующим звеном между наукой и бизнесом. Эти профессионалы, обладающие уникальными знаниями и навыками, будут заниматься анализом научных открытий и поиском способов их практического применения.
Ректор университета сообщил о разработке системы подготовки таких специалистов, подчеркивая важность практико-ориентированного образования, которое требует тесного сотрудничества вузов с бизнесом.
Участники дискуссии согласились, что компании должны занять активную роль как основные заказчики образовательных программ. Центральный университет активно развивает партнерства, уже имея более 50 партнеров и стремясь привлечь лидеров различных индустрий к процессу образования.
Станислав Близнюк, председатель правления Т-Банка, сообщил о выстраивании партнерских отношений, проведении совместных экспериментов и запуске курсов с компаниями.
Ивашкевич отметил, что бизнес должен определять направления подготовки кадров, что способствует более целенаправленному обучению. Он акцентировал внимание на принципе «наука для бизнеса и от бизнеса», который предполагает активное участие компаний в образовательном процессе.
Важной задачей образовательных учреждений, особенно тех, что создаются с участием крупных компаний, является формирование осознанных карьерных и образовательных траекторий для студентов, отметил ректор Центрального университета.
В компании «Сибур» также наблюдается тренд растущей сознательности молодого поколения в выборе образования и карьеры. Исполнительный директор Сергей Комышан поделился, что за последние пять лет изменился профиль новых сотрудников: теперь растет число специалистов, приходящих из среднего специального образования.
Если раньше 85% новых сотрудников имели высшее образование, то сегодня этот показатель снизился до 40%, а 60% составляют выпускники колледжей. «Сибур» ежегодно набирает около 5000 новых сотрудников, из которых 2000 – молодые специалисты, формирующие кадровый резерв компании.
По словам Комышана, особую ценность представляют молодые специалисты, которые после получения среднего специального образования начинают работать и одновременно учатся в вузах. «Такие специалисты адаптируются к профессии гораздо лучше», – отмечает он.
Чтобы привлечь молодежь, компания «Сибур» развивает сотрудничество со школами, ссузами и университетами, инвестировав за последние три года около пяти миллиардов рублей в инфраструктуру образовательных партнеров.
Компания уделяет внимание тому, чтобы заинтересовать студентов перспективными направлениями в нефтехимии, ведь осознанный выбор образовательной траектории является важным аспектом успешной карьеры в сфере инновационных технологий. «Сибур» активно вовлекает молодежь в проектную деятельность: более тысячи молодых специалистов участвуют в 150 реальных проектах, tackling актуальные производственные задачи.
По словам управляющего директора Х5 Media, Каролины Соколовой, молодые сотрудники влияют на традиционные принципы управления. Они, по ее наблюдениям, не воспринимают привычные системы KPI и ориентируются на возможность горизонтального роста, инициируя быструю смену ролей в рамках компании, будь то аналитик, digital-стратег или sales-менеджер.
Такой подход требует индивидуального сопровождения и менторства, чтобы соответствовать ожиданиям нового поколения работников.
Екатерина Соколова акцентировала внимание на том, что персонализированный подход к обучению молодых специалистов является не просто рекомендацией, но необходимым условием для успеха.
Она отметила, что современное обучение — это непрерывный процесс профессионального роста. Если компания не обеспечивает возможности постоянного развития и смены вида деятельности, она рискует потерять квалифицированные кадры.
В 2023 году в России начался пилотный проект с участием шести ведущих вузов, который направлен на улучшение взаимодействия между образовательными учреждениями и бизнесом, о чем сообщила Екатерина Харченко, заместитель председателя комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию.
Вместе с крупными предприятиями разных секторов, учебные заведения разрабатывают профессиональные программы подготовки специалистов.
По словам Харченко, такие компании, как «Росатом» и «РЖД», активно занимаются профориентацией уже в школах и детских садах. Важным шагом стал также разработанный национальный прогноз кадровой потребности, который поможет оценить будущие запросы экономики на специалистов и адаптировать образовательные программы вузов.
Основой подготовки специалистов по-прежнему остаются фундаментальная наука и высшее образование, но в России формируется новая модель сотрудничества между вузами, бизнесом и регионами. Эта трехсторонняя система учитывает как академические традиции, так и практические нужды экономики.
На форуме также обсуждались ключевые аспекты модернизации образования в условиях технологических изменений, акцентируя необходимость комплексного подхода к внедрению инноваций — от обновления учебных планов до коррекции нормативной базы.