Сотрудничество бизнесов и университетов в России

Июн 27, 2025 / 14:08

В России активно развивается сотрудничество между бизнесом и университетами, что создает новые модели взаимодействия для подготовки студентов к профессиональной деятельности. Это сотрудничество предоставляет учебным заведениям доступ к инновационным идеям, финансовым и кадровым ресурсам, а также способствует созданию новых специализированных направлений в образовании.

Обсуждение таких партнерств проходило на Международном молодежном экономическом форуме «День будущего», который состоялся 21 июня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Генеральным партнером этого события стал Центральный университет, целью которого является формирование у студентов научного мышления и исследовательского подхода к проблемам.

Сотрудничество бизнесов и университетов в России

Ректор университета Евгений Ивашкевич отметил на сессии «Система жизни победителей: от мечты к реализации», что ключевой проблемой вузов является недостаточная реализация перспективных научных идей и проектов. Многие разработки остаются на уровне идеи и не доходят до стадии готового продукта.

Для успешной коммерциализации научных идей необходимо наладить эффективное взаимодействие внутри команд и создать механизмы, которые помогут ученым довести свои открытия до рыночной стадии. Бизнес в этом контексте выступает как катализатор инноваций, предоставляя необходимые ресурсы и рыночные механизмы для реализации этих идей.

Центральный университет был основан по инициативе Т-Банка при поддержке более 50 ведущих организаций России, включая Банк России, «Сбер», «Росатом», «Норникель» и другие, что подчеркивает важность объединения усилий образования и бизнеса.

Центральный университет инициировал разработку платформы, которая связывает науку и бизнес, позволяя превращать результаты фундаментальных исследований в коммерческие технологии и продукцию. Об этом рассказала Карина Гургенова, руководитель научного направления вуза, на сессии «Система жизни победителей: от мечты к реализации».

Она отметила, что не все научные разработки доходят до реализации в бизнесе, поскольку ученые часто не имеют четкого представления о практическом применении своих технологий. Платформа призвана помочь интегрировать научные и прикладные проекты в рынок, а также сделать их доступными для создания реальных продуктов.

Ивашкевич подчеркивает, что данный инструмент будет мостом между научными исследованиями и требованиями рынка. В университете формируется новая категория специалистов – дженералисты, которые будут выступать связующим звеном между наукой и бизнесом, обладая уникальными знаниями и навыками. Эти профессионалы будут анализировать научные достижения и искать способы их внедрения на практике.

Ректор вуза также сообщил о начале подготовки дженералистов. Участники дискуссии согласились, что для успешной реализации модели ориентированного на практику образования, основанного на тесном сотрудничестве вузов и бизнеса, компании должны выступать основными заказчиками образовательных программ.

Центральный университет активно сотрудничает с более чем 50 партнерами и стремится привлечь лидеров из различных индустрий к образовательному процессу.

Станислав Близнюк, председатель правления Т-Банка, поделился информацией о новых подходах в образовании и кадровой подготовке, подчеркивая важность партнерства между бизнесом и учебными заведениями. Он утверждает, что бизнес должен оказывать влияние на образовательные программы, определяя, какие специалисты нужны в современных условиях.

Ивашкевич также отметил, что вуз придерживается концепции создания науки, ответственной перед бизнесом, и активно вовлекает компании в учебный процесс.

Для успешной подготовки кадров в эпоху цифровизации необходимо объединение усилий государственных структур, частного сектора и образовательных учреждений. В этом контексте учебные заведения, основанные при поддержке крупных компаний, играют особую роль. Ректор Центрального университета упомянул о необходимости формирования осознанного выбора карьерного и образовательного пути для студентов.

Сергей Комышан, исполнительный директор компании «Сибур», отметил, что наблюдается тренд на изменение образовательного профиля новых сотрудников. Молодые специалисты все чаще выбирают среднее специальное образование вместо вузов. Если пять лет назад соглашение было 85% к 15%, то теперь это соотношение изменилось на 40% к 60%. Ежегодно «Сибур» принимает около 5000 новых сотрудников, из которых 2000 представляют молодежный кадровый резерв.

Современные профессионалы, особенно молодежь, которая начинает работать после среднего специального образования и одновременно получает высшее, становятся ключевыми для компаний. Исполнительный директор «Сибура» Комышан отметил, что такие специалисты лучше адаптируются к рабочей среде.

Чтобы привлечь молодых сотрудников, компания активно развивает партнерство с учебными заведениями, вложив около пяти миллиардов рублей в их инфраструктуру за последние три года.

«Сибур» стремится заинтересовать выпускников перспективными направлениями в научной области. Важно, чтобы молодые специалисты осознали выбор образовательной траектории, что становится основой для работы с инновациями. Компания вовлекает молодежь в практическую деятельность через проекты — более 1000 молодых специалистов участвуют в 150 реальных задачах.

Эти молодые кадры не просто адаптируются, но и меняют принципы управления на предприятиях, заставляя работодателей адаптироваться к новым условиям.

По словам управляющего директора Х5 Media, Каролины Соколовой, традиционная система KPI не работает на новое поколение — «зумеров». Они ориентируются на горизонтальный рост, меняя специальности, и этот процесс должен проходить быстро, с поддержкой менторов и индивидуальным подходом.

Такой карьерный путь и активное участие в проектной деятельности помогают им более эффективно развиваться и вносить вклад в успешное будущее компаний.

Екатерина Соколова подчеркнула, что персонализированный подход к обучению молодых специалистов стал необходимостью. Сегодня обучению придается особое значение, и если компания не предоставляет возможности для профессионального роста и освоения смежных профессий, она рискует потерять квалифицированные кадры.

В 2023 году в России стартовал пилотный проект с участием шести университетов, целью которого является создание новых форм взаимодействия между высшими учебными заведениями и бизнесом. Этот проект инициировали представители крупных компаний различных отраслей, которые вместе с вузами разрабатывают и реализуют профессиональные программы подготовки специалистов.

Заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко отметила, что такие инициативы как профориентация начинаются уже в детских садах и школах, где работают компании, такие как «Росатом» и «РЖД». Также представлен национальный прогноз кадровой потребности, который поможет определить запросы экономики на специалистов и скорректировать образовательные программы вузов.

Вместе с тем, в России выстраивается новая модель взаимодействия между вузами, бизнесом и регионами. Эта трехсторонняя система сочетается с академическими традициями, передавая практические запросы экономики. В ходе форума обсуждались ключевые аспекты модернизации образования в условиях быстрого технологического прогресса.

Участники сессии выступили за необходимость комплексного подхода к внедрению инноваций, который включает обновление образовательных программ и адаптацию нормативной базы.

По материалам: www.vedomosti.ru