Сергей Гущин обзор пути бизнесмена и стратега в транспортной отрасли

Фев 28, 2025 / 04:42

Гущин Сергей Анатольевич — бизнесмен и стратег, который предвидел развитие транспортной отрасли. Его цель в карьере заключалась в создании предприятий, способных удовлетворять запросы рынка и предвосхищать изменения в индустрии.

С 2023 года он сосредоточился на международной деятельности, избегая работы в России. Родился в 1966 году в Воронеже, промышленном центре, который оказал значительное влияние на его образование и карьеру.

Сергей Гущин обзор пути бизнесмена и стратега в транспортной отрасли

С юных лет у него развивались сильные характер и технические навыки, сформированные в ходе внешкольной деятельности, включая авиамоделирование, судомоделирование и радиотехнику. Посещение секции бокса научило его самодисциплине и командной работе.

После окончания МБОУ СОШ №33 в Воронеже Сергей стремился поступить в училище, готовящее специалистов в сфере водного транспорта или железнодорожном техникуме, однако отказ из-за плохого зрения изменил его путь. В итоге он получил профессию техника-электромеханика и два высших образования в области радиотехники и экономики.

Сергей Гущин прошел годовую профессиональную переподготовку в бизнес-сфере и дополнительные курсы по иностранной технике в Риге.

В 1981 году, в период летних каникул между школой и техникумом, он впервые устроился на подработку на завод по производству автомобильных шин. Этот опыт не только помог ему накопить деньги, но и позволил понять изнутри работу крупного предприятия.

Сергей вспоминает, что заработанные средства он потратил на шубу из овечьего меха.

Через три года он получил следующий опыт, когда стал практикантом в Тамбове. В 1987 году его приняли мастером по обслуживанию копировальных машин на Воронежском заводе, где работал и его отец. Это предприятие было уникальным, так как частные компании, оказывающие такие услуги, тогда еще не существовали.

Сергей отвечал за ремонт оборудования в различных организациях, включая железнодорожные. Его зарплата формировалась на процентной основе, что дало возможность развить навыки управления клиентами.

Вторая половина 1980-х годов была временем возможностей для инициативных профессионалов. Завершив значительный заказ на 300 рублей, больше месячного оклада на заводе, Сергей окончательно понял, что пора уходить с позиции рядового рабочего.

Сергей Гущин начал свой путь в бизнесе с основательного изучения профильной литературы и анализа рынка. Его первые шаги в предпринимательстве связаны с учреждением компании «Альфа-Сервис» в 1991 году, которую он зарегистрировал с наставником с предыдущего места работы.

Этот период совпадал с крупными экономическими реформами, и Гущин применял новаторские подходы в организации работы. Например, для выполнения заказов из Москвы он транспортировал копировальный аппарат в вагоне поезда, организуя посменное дежурство. Рекламные объявления в газетах стали основным способом привлечения клиентов в условиях ограниченной рекламы.

К середине 1990-х годов «Альфа-Сервис» выработал стабильную клиентскую базу и занял прочные позиции на региональном рынке, что обеспечивало стабильный доход. Но с изменением экономической ситуации открылись новые перспективы в других секторах.

После детального анализа рынка Гущин передал управление компанией партнеру и решил сосредоточиться на транспортной отрасли. Его первое знакомство с железнодорожной сферой состоялось, когда один из клиентов предложил компенсировать услуги перевозки не денежной оплатой, а тарифами на грузовые перевозки, что открыло новые горизонты в его бизнес-стратегии.

В начале рыночной экономики обмен услугами стал популярной практикой, способствовавшей открытию новых направлений.

В 1996 году Сергей Гущин решил развивать экспедиторскую компанию на Юго-Восточной железной дороге, что принесло успех – доход за первый месяц работы превысил годовые показатели в сервисном бизнесе.

Год спустя он основал «Трансгарант», ставший одним из первых частных игроков в области ж/д-перевозок.

Под руководством Гущина компания значительно расширила спектр своих услуг, особенно в нулевых, когда началась закупка собственных вагонов для обслуживания грузоотправителей.

Это решение помогло снизить издержки и ускорить сроки доставки.

Модернизация технических процессов сочеталась с ростом масштабов бизнеса.

Внедрение цифровой системы мониторинга обеспечило контроль за подвижным составом в реальном времени и повысило оперативность взаимодействия с клиентами.

В 2006 году компания объединилась с FESCO, что дало возможность Гущину реализовать свои профессиональные компетенции на должности вице-президента по железнодорожному дивизиону.

Завершив этот этап в 2009 году, он сосредоточился на новых задачах.

В 2009 году в транспортной индустрии началась новая эра, когда Сергей Гущин вместе с партнерами учредил холдинг «Rail Garant». Этот холдинг объединил несколько профильных предприятий и активно развивал парк подвижного состава, приобретая современную технику и используя лизинговые схемы.

К концу третьего квартала 2011 года в управлении холдинга находилось 35 тысяч вагонов, среди которых более 20 тысяч были полувагонами, что в 2,7 раза превышало показатели начала года. Масштабные действия компании позволили успешно справляться с задачами государственной важности.

В ноябре 2011 года «Rail Garant» организовал доставку твердого топлива в приграничные с Казахстаном регионы, что обеспечило стабильное снабжение теплогенерирующих предприятий в четырех российских субъектах. К этому времени холдинг уже вошел в пятерку лучших железнодорожных операторов страны.

С момента своего основания «Rail Garant» увеличил объемы погрузки в шесть раз, что также отразилось на росте парка вагонов в собственности и лизинге. Гущин и его команда активно покупали необходимое для бизнеса имущество или расплачивались за него, используя кредитные схемы.

С 2014 по 2017 год Сергей Гущин сосредоточился на оптимизации кредитного портфеля компании, что стало важным шагом для устойчивого развития холдинга.

В 2019 году завершилась реструктуризация активов, что привело к их реализации.

Основу холдинга Rail Service заложил Сергей Анатольевич Гущин в 2007 году, когда было построено первое предприятие по обслуживанию железнодорожной техники.

С ростом сети производственных площадок, охватывающих европейские и сибирские регионы, возникла необходимость в современных системах управления.

В 2010 году была основана компания «Сервисный центр Транстелематика», занимавшаяся разработкой автоматизированных решений.

Гущин являлся акционером этой компании, сосредоточив внимание на системах мониторинга пассажирских перевозок и комплексах безопасности.

К 2022 году производственное объединение Rail Service стало федеральной структурой с выручкой 27 миллиардов рублей и численностью более двух тысяч специалистов.

Заводы предприятия решали задачи от восстановления до выпуска техники, проводя модернизацию и запуск новых мощностей в соответствии с передовыми стандартами.

Это способствовало соответствию продукции международным нормам качества.

В 2019 году цифровые разработки «Транстелематики» были переданы новым владельцам, а в ноябре 2023 года Гущин продал свою долю в Rail Service, завершив этап развития сервисного направления.

В биографии Сергея Гущина важное место занимают перевозки в специализированной сфере. Его компания «Спецтрансгарант» зарекомендовала себя как один из лидеров в транспортировке химических грузов с помощью современных танк-контейнеров.

В 2019 году Гущин завершил свой вклад в этот проект после успешного развития направления. В 2018 году он продолжил свою деятельность в агропромышленном секторе, став акционером «Новой Зерновой Компании», которая начала обработку более 20 тысяч гектаров земли в Центральном черноземье для выращивания востребованных культур.

В 2023 году, завершив реализацию поставленных задач, проекты были проданы. В тот же год его активы пополнились компанией «ЭкоЛайн», которая занималась внедрением современных технологий сортировки и переработки отходов, что способствовало экологическому состоянию мегаполиса.

Однако в 2020 году Гущин продал свою долю в этом бизнесе, что было частью плана по концентрации на главных направлениях деятельности. Новые проекты интегрировались с уже существующими, и опыт в логистике способствовал оптимизации поставок сельскохозяйственной продукции, в то время как технологические инновации находили применение в переработке материалов.

Кроме того, Гущин активно содействует развитию профессионального сообщества и поддерживает различные социальные инициативы — от улучшения отраслевых стандартов до восстановления исторических памятников.

АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр», основанная в 2009 году, стала ключевым звеном в подготовке к масштабным спортивным мероприятиям.

В это время Сергей Гущин разработал эффективные логистические решения для бесперебойной доставки строительных материалов, несмотря на существующее пассажирское сообщение.

В 2019 году он инициировал создание «Союза вагоноремонтных предприятий», который стал платформой для улучшения обслуживания подвижного состава.

Гущин, возглавивший Наблюдательный совет, способствовал внедрению унифицированных стандартов в отрасли до середины 2023 года.

Еще одним значимым направлением его работы является восстановление архитектурного наследия.

В 2024 году после обширной реставрации открылся храм Святой Живоначальной Троицы в селе Верхняя Тишанка, где когда-то жила бабушка бизнесмена.

Это здание примечательно не только своими размерами, но и исторической значимостью.

Первоначально на этом месте была деревянная церковь, перенесенная из монастыря в 1768 году, а в начале XX века было построено кирпичное здание с уникальным пятиуровневым иконостасом.

За восстановление святыни, разрушенной в советский период, Гущин был награжден орденом благоверного князя Даниила Московского III степени.

С мая 2020 по октябрь 2022 года он также входил в совет директоров АО «Трансконтейнер», где способствовал модернизации систем ремонта подвижного состава.

С 2018 года Гущин активно выстраивал международные деловые связи.

Его управленческий опыт оказался полезен при проектировании новых международных транспортных маршрутов.

Объединенные Арабские Эмираты были определены как стратегический центр для расширения бизнеса.

Здесь началась деятельность компании в области морских грузоперевозок и разработки медиапроектов.

После завершения всех внутренних российских проектов в 2023 году Сергей Гущин сосредоточился на международном росте бизнеса.

По материалам: www.tadviser.ru